СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей по формированию ОБЖ у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
««Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»



Всесторонние воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе главная социальная задача решаемая обществом и семьей.



Проблема безопасности жизнедеятельности детей в наше время очень актуальна. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

 

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.



Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

  • воспитание грамотного участника дорожного движения;

  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.



Этапы реализации данных задач:

1 этап – диагностика (заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности);

2 этап – расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний;


3 этап - закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности (ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила);


4 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями;

5 этап - развитие чувства контроля и самоконтроля.


Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

  • полнота (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям);

  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

  • непрерывность;

  • сезонность (значительная часть про­граммы заключается в ознакомлении детей с природой (на­пример, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассмат­ривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими посо­биями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего ма­териала);

  • учет местности (городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей сре­дой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с до­машними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правиль­ному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми);

  • возрастная адресованность (при работе с деть­ми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для сред­него, третьи — для старших дошкольников или одно и то же содержание программы по разделам использу­ется для работы в разных возрастных группах);

  • интеграция (данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как со­ставная часть комплексной программы;

  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:

1. Ребёнок и другие люди.

Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. 

Ребенок и другие дети, в том числе подростки. 

Если «чужой» приходит в дом. 

Ребенок как объект сексуального насилия. 



2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

В природе все взаимосвязано. 

Загрязнение окружающей среды

Ухудшение экологической ситуации. 

Бережное отношение к живой природе. 

Ядовитые растения. 

Контакты с животными. 

Восстановление окружающей среды. 



3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Прямые запреты и умение правильно обращать­ся с некоторыми предметами. 

Открытое окно, балкон как источник опасности. 

Экстремальные ситуации в быту. 



4. Здоровье ребёнка.

В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Изучаем свой организм. 

Прислушаемся к своему организму. 

О ценности здорового образа жизни. 

О профилактике заболеваний. 

О навыках личной гигиены. 

Забота о здоровье окружающих.

Поговорим о болезнях. 

Инфекционные болезни

Врачи — наши друзья. 

О роли лекарств и витаминов. 

Правила оказания первой помощи. 



5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Психическое здоровье. 

Детские страхи. 

Конфликты и ссоры между детьми.



6. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.


Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- чтение художественных текстов;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- обсуждение и разрешение проблемных ситуаций,

- дидактические игры;

-подвижные игры;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- просмотр видео- и диафильмов;

- опыты;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.



Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.



Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.



Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.

В неё входят:

Уголок безопасности, который содержит материалы: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;

макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, светофор; дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»;

атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели»,   «Скорая помощь» и т. д.; (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)

план- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр;

плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников», «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.) и др.;

альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит: дидактические игры «Опасно – не опасно»,  «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», и др.;

настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.


Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.



Рекомендуемая художественная литература:

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

В. Житков «Пожар», «В дыму»;

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

К. Зайцева «Уроки Айболита»;

Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

И. А. Яворская «Дети и дорога»;

И. Лешкевич «Светофор»;

Н. Носов «Автомобиль»;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

А. Дмоховский «Чудесный островок»;

В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».


4. При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. – М. 1998.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М., 1989.

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.

Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М., 2007

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.

Фисенко М.А. ОБЖ. – Волгоград., 2006.

Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.

Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М., 2008

Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – С-Пб., 2008

Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? – С-Пб., 2010

Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010

Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. "Азбука безопасности ", конспекты занятий, игры.- Волгоград: Учитель, 2015



Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется:

  • информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;

  • познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

  • наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;

  • досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.



Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

  • Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

иметь представления:  

- о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;

- об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;

- о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;

- о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах  безопасного поведения на улице;

-о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;

- о ценности   здоровой  пищи;  

- о роли лекарств и  витаминов;

- о пользе  овощей  и фруктов;

- о  значении  крови для живых существ;

- о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;

- о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях;

-о необходимости следить за своей внешностью.



знать:

-  домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;

-правила пользования телефоном;

- правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

-  дорожные знаки  для водителей и пешеходов;

- разные  виды транспорта;  

- разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих;

-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению;

-какие опасности встречаются в природе.



уметь:

-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;

-бережно относиться к своему здоровью.