Формирование пространственных представлений у дошкольников.
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей . Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
К концу дошкольного возраста у детей формируются такие знания о пространстве, как:
протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно);
положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, сбоку, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, расширением практического опята детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.
Как отмечал П.Ф Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и умения справляться с этими соотношениями. Недостаточная сформированность пространственных отношений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у дошкольников на процессе формирования навыка чтения и письма. [8, 45]
Рассматривая процесс развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста можно выделить следующее:
процесс формирования пространственных представлений — процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного формирования у ребенка пространственных представлений;
этот процесс зависит от многих факторов: от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка, от насыщенности познавательной окружающей среды, от уровня реализации ведущей для ребенка деятельности (предметной, игровой), а также от профессионализма педагога, использующего закономерности развития пространственных представлений в процессе воспитатния и обучения;
уровень сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте определяет дальнейшее успешное обучение ребенка в школе и в целом развитие.
Современные педагоги не без основания применяют декоративное рисование в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и такие психические процессы ребенка как внимание, память, воображение, образное мышление [19, 41].
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученый (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина). В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента, закрепляются знания геометрических форм, ориентировка в пространстве. Таким образом, закрепляются элементарные математические представления. Декоративное рисование является площадкой для формирования у ребенка планирующей деятельности, так как сначала ему нужно придумать орнамент, подобрать выразительные средства, а затем выполнить и оценить его.
Декоративное рисование формирует:
зрительное восприятие формы, цвета, величины предметов;
интеллектуальные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, планирование;
пространственные представления и глазомер;
мелкую моторику и зрительно- двигательную координацию;
речь;
память и внимание;
воображение;
способствует воспитанию эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему.
Таким образом, целенаправленное и систематическое обучение детей старшего дошкольного возраста ориентировки на листе бумаги в декоративном рисовании способствует формированию пространственных представлений, а следовательно, развивает образное мышление, является эффективным средством разностороннего развития и воспитания детей. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль декоративного рисования в формировании ориентировки на листе бумаги и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста полностью выполняет свои функции.