К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Регулятивные действия обеспечивают мне возможность управления познавательной и учебной деятельностью, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
Для развития регулятивных УУД на уроке русского языка я применяю следующие задания и игры:
- дидактическая игра «Преднамеренные ошибки». Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки (формирую умение контроля и коррекции).
- дидактическая игра «Игра в буквы». Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль)
- «Проверь свою работу с образцом на доске».
(Умение контролировать результат работы с эталоном на доске и исправлять ошибки).
- «Выполни по образцу» (учу выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; алгоритму).
- «Учимся говорить» (формирую умение контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме).
- «Оцени себя сам» (учу адекватно оценивать выполненную работу).
На уроках литературного чтения
- дидактические игры «Что здесь произошло?»
– «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов);
– «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное мышление по структурированию событий);
– «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);
– «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции);
- дидактическая игра: «Найди фразу». Найти в тексте или его заданной части заданную фразу или слово (поиск информации в заданном источнике);
- дидактическая игра: «Редактор» Предлагается план с перепутанной последовательностью действий (умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план).
На уроках математики
- «Как вы будете выполнять это задание?» (способность к организации своей деятельности, самостоятельное составление плана выполнения заданий);
- «Работа по образцу» (умение действовать по плану);
- «Выполнение анализа задачи, определение типа задачи" (умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность);
- «Проверь вычисления» (умение контролировать процесс и результаты своей деятельности);
- «Найди, что об этом сказано в учебнике» (поиск информации в предложенных источниках);
- «Нестандартные задачи», «Поиск нового способа решения» (готовность к преодолению трудностей);
- «Самопроверка», «Взаимопроверка» , «Ищу ошибку», «Контрольный опрос на определенную тему» (действие контроля);
- «Самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя» (умение адекватно воспринимать отметки и оценки);
На уроках окружающего мира
- «Самостоятельно сформулировать цели урока после предварительного обсуждения» (можно помочь детям наводящими вопросами по теме урока, демонстрацией наглядных пособий по данной теме;
- «Составить план решения проблемы (Задачи) совместно с учителем»;
- «Определяем основной вопрос урока» (позволяет обучить школьников определять основной вопрос, цель, проблему урока);
- «Вспоминаем то, что знаем» (актуализация знаний, необходимых для изучения данной темы);
- «Учимся открывать новые знания и проверяем себя» (материал для изучения новой темы: тексты, иллюстрации, выводы)
- «Применяем новые знания» (повторение и применения новых знаний).