Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
« Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
Заседание ТМО учителей начальных классов
Представление опыта работы по теме:
«Способы создания учебных ситуаций на уроке для формирования регулятивных УУД»
Учитель первой квалификациооной категории
Евдокимова Н.Б.
2013-2014 учебный
п.г.т. Стройкерамика
Актуальность
Задача развития регулятивной компетентности младших школьников является актуальной в настоящее время, решение задачи важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Новыми федеральными образовательными стандартами определены высокие требования к сформированности регулятивных универсальных учебных действий для выпускника начальной школы.
Проблема
Низкий уровень сформированности регулятивных УУД у обучающихся
Цель:
познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач на уроке для формирования регулятивных УУД
Задачи
Рассмотреть проблемы формирования регулятивных УУД у младших школьников в современной методике преподавания предметов начального образования в условиях внедрения новых ФГОС.
Проанализировать и обобщить педагогический опыт работы по формированию регулятивных УУД
Представить педагогические технологии и методические приёмы, направленные на формирование регулятивных УУД у обучающихся.
Практическая значимость :
-представление методических и дидактических материалов, формирующих регулятивные УУД учащихся с различным уровнем развития;
-распространение накопленного педагогического опыта формирования регулятивных УУД учащихся начальной школы среди коллег.
План
1.Вступление.Теоретическая часть.
2.Анализ и обобщение опыта работы по теме «Способы создания учебных ситуаций на уроке для формирования регулятивных УУД»
3.Вывод.
I.Вступление. Актуальность
Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельностный подход в системе образования, способствующий изменению общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:
· от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;
· от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации;
· от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
· от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации
Сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ГИА (государственной итоговой аттестации) –ЕГЭ (единый государственный экзамен 11 класс) и ОГЭ (основной государственный экзамен 9 класс). Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.
С другой стороны, последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает формирование инновационной готовности ученика как базы его будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Регуляция – это не что иное как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.
Номенклатура регулятивных УУД:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
II.Анализ и обобщение опыта работы по теме «Способы создания учебных ситуаций на уроке для формирования регулятивных УУД»
В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, творческими способностями, уровнем подготовленности к обучению. Наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что у многих из них уровень развития реальной регулятивной компетентности далёк от желаемого.
ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии.
Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Не менее важным для формирования регулятивных действий является использование учителем современных образовательных технологий.
Использую в своей деятельности
проблемно-диалогическую технологию, она напрямую соответствует формированию регулятивных УУД. Эта технология даёт ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе выстроенного учителем диалога.
Главное отличие проблемного диалога – участие детей в открытии знаний.
Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания проблемной ситуации | Вопросы и предложения для противоречия | Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
1.Предъявить противоречивые факты | Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? | Какой вопрос возникает? |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием | Сколько мнений? | Какова будет задача урока? |
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» | Что вы предполагали сначала? Что получилось? | Сформулируйте проблему. |
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. | Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? | Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? |
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. | Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? | Какова будет тема урока? |
( Этапы открытого урока)
Проектная технология. Это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся. Проектная деятельность осуществляется по следующей схеме:
Задумал -спроектировал -осуществил - (т.е.получил продукт)
(Примеры из раздела «Наши проекты»)
3. Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.
Развитие организационных умений осуществляется и через технологию оценивания учебных достижений. Данная технология развивает умения:
определять достигнут ли результат деятельности;
у учащихся развивается умение самостоятельно оценивать результат своих действий;
контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
идёт мотивация на успех.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
(Примеры индивидуальной работы по контрольно-оценочным листам-раздатки, конверты)
Существует большое множество различных видов контроля, мы остановимся на тестировании. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.
Тест отличается от других форм контроля более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Оснащение нашей школы персональными компьютерами, предоставило нам возможность создавать собственные тесты различной сложности.
(Примеры –работа с нетбуками-тесты )
Использую:
–интерактивные тесты,
-флипчарты,
-знаково-символические,
-тесты-тренажёры, индивидуальная работа, работа в паре)
К оцениванию относится мониторинг: отслеживание динамики формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся
Использую :
Оценочный лист
оценки сформированности регулятивных УУД
| | | | | | |
№ | ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | итог |
| Деятельностный компонент | Степень развития |
1 | Определяет и формулирует цель учебной деятельности | | | | | |
2 | Составляет план действий по решению проблемы (задачи) | | | | | |
3 | Составляет план выполнения творческого задания | | | | | |
4 | Осуществляет действия по реализации плана | | | | | |
| Средние показатели по деятельностному компоненту | | | | | |
| Мотивационный компонент | Степень развития |
1 | Самостоятельно работает по выполнению плана | | | | | |
2 | Активно работает в группе | | | | | |
3 | Сверяет свои действия с целью | | | | | |
| Средние показатели по мотивационному компоненту | | | | | |
| Креативный компонент | Степень развития |
1 | умеет ставить цели | | | | | |
2 | умеет планировать | | | | | |
3 | умеет прогнозировать | | | | | |
4 | умеет контролировать ход решения задачи и корректировать | | | | | |
5 | умеет давать оценку | | | | | |
| Средние показатели по креативному компоненту | | | | | |
| Общий показатель развития регулятивных УУД | | | | | |
Способ оценки: 0 баллов – умение не выражено; 1 балл – умение выражено; 2 балла – умение хорошо выражено. Далее производится подсчет баллов и перевод в процентные показатели.
(График сформированности по классу)
III.Вывод.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Список литературы
Асмолов А.Г. Принципы системно-деятельностного подхода – конкретно-научной методологии изучения человека в психологии // Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007 – с.117-184.
Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. – 2005 - №9 – с.34-35.
Валеева Р.К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметочного обучения. Диссертация на соискание уч. ст. кпн – М., 2004 – 164с.
Воронов В.В. Современная система оценивания в средней школе // Ярославский педагогический вестник - 2010 - №2 – с.71-74
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Рассказовъ, 2002 – 303с.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: диссертация кпн: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2001 – 236с.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – М.: Русская энциклопедия,1998.
Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. - М.: Вита-пресс, 2008.
Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: 45 лет спустя // Педагогический родник – 2008 – №6 – с. 9-11
Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Академия, 2007. - 224с.
Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010. – 152с.
Курбанская С.Ю. Использование «Карты достижений и проблем» // Педагогический родник – 2008 - №6 – с.19
Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы) – М.: Вита-пресс, 2012, с.168.
Нежнов П.Г., Хасан Б.И., Эльконин Б.Д. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе.- М.: Университетская книга, 2007.
Никитина Л.П. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Начальное общее образование – 2011 - №3, с.4-5.
Панина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2004. - №11 – с.31 – 36.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Дрофа: Бол. Рос. энцикл., 2008.
Текеева С.З. Новые формы оценивания учебных достижений школьников // Вестник Университета Российской академии образования – 2008 - №5 – с.142-143.
Федекин И.Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования// Вестник: Международная ассоциация «Развивающее образование» - 2000 - №7 – с.56 – 68.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:. Просвещение, 2010. – 31с.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Рига: Эксперимент, 1999 – 132 с.
Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка: Комментарии к видеозаписям уроков. – М.: АПК и ПРО, 2004 – 76с.
Интернет-источники
http://niva-schkola.edusite.ru/p139aa1.html
http://burmak2.edu.yar.ru/fgos/programma_fgos_noo/programma__formirovaniya_uud.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/kak-formirovat-uud-v-nachalnoy-shkole
http://www.slideshare.net/webdo/ss-10798098
http://pedsovet.su/load/138-1-0-24354
http://ruzaschool2.ucoz.ru/publ/reguljativnye_universalnye_uchebnye_dejstvija/1-1-0-7.
http://kursk-sosh7.ru/obychenie/bibliot-statei/68-soobshhit-ob-oshibke.
http://k-sosh2.narod.ru/uud.html
http://www.jurnal.org/articles/2012/ped28.html
http://www.in-exp.ru/faivorite-articles/490-2012-09-24-13-40-34.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/formirovanie-uud-mladshikh-shkolnikov
http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
http://s09027.edu35.ru/index.php/2011-09-26-11-32-45/
Оценочный лист
оценки сформированности регулятивных УУД
| | | | | | |
№ | ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | итог |
| Деятельностный компонент | Степень развития |
1 | Определяет и формулирует цель учебной деятельности | | | | | |
2 | Составляет план действий по решению проблемы (задачи) | | | | | |
3 | Составляет план выполнения творческого задания | | | | | |
4 | Осуществляет действия по реализации плана | | | | | |
| Средние показатели по деятельностному компоненту | | | | | |
| Мотивационный компонент | Степень развития |
1 | Самостоятельно работает по выполнению плана | | | | | |
2 | Активно работает в группе | | | | | |
3 | Сверяет свои действия с целью | | | | | |
| Средние показатели по мотивационному компоненту | | | | | |
| Креативный компонент | Степень развития |
1 | умеет ставить цели | | | | | |
2 | умеет планировать | | | | | |
3 | умеет прогнозировать | | | | | |
4 | умеет контролировать ход решения задачи и корректировать | | | | | |
5 | умеет давать оценку | | | | | |
| Средние показатели по креативному компоненту | | | | | |
| Общий показатель развития регулятивных УУД | | | | | |
Способ оценки: 0 баллов – умение не выражено; 1 балл – умение выражено; 2 балла – умение хорошо выражено. Далее производится подсчет баллов и перевод в процентные показатели.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
« Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
Заседание ТМО учителей начальных классов
Раздаточный материал
Учитель первой квалификациооной категории
Евдокимова Н.Б.
2013-2014 учебный
п.г.т. Стройкерамика
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
« Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
Заседание ТМО учителей начальных классов
Материал открытого урока
Учитель первой квалификациооной категории
Евдокимова Н.Б.
2013-2014 учебный
п.г.т. Стройкерамика
Список литературы
1.Валеева Р.К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметочного обучения. Диссертация на соискание уч. ст. кпн – М., 2004 – 164с.
2.Воронов В.В. Современная система оценивания в средней школе // Ярославский педагогический вестник - 2010 - №2 – с.71-74
3.Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Рассказовъ, 2002 – 303с.
4.Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. - М.: Вита-пресс, 2008.
5.Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010. – 152с.
6.Нежнов П.Г., Хасан Б.И., Эльконин Б.Д. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе.- М.: Университетская книга, 2007.
7.Никитина Л.П. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Начальное общее образование – 2011 - №3, с.4-5.
8.Федекин И.Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования// Вестник: Международная ассоциация «Развивающее образование» - 2000 - №7 – с.56 – 68.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:. Просвещение, 2010. – 31с.