ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта: «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР»
Выполнила:
Костенко Марина Александровна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка»
Ставрополь, 2021 год
Тема проекта: «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР»
Выполнила: Костенко Марина Александровна
Должность: воспитатель логопедической группы,
Актуальность проекта
За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.
Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.
В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений - кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Вышесказанное позволяет назвать проблему нарушения связной речи у детей с ОНР необычайно актуальной.
«Первостепенной задачей на третьей ступени логопедической работы является развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, формированию различных грамматических и синтаксических конструкций. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи» (1)
Анализ литературы показал, что при пояснении понятия «связная речь» речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» подпадает даже такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.
Известно, что диалогическая речь является основой для развития монологической. Живое общение современным детям, а, зачастую, и их и их родителям заменяют компьютерные игры, обмен сообщениями с сокращенными словами в телефоне. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной диалогической и монологической связной речью.
Необходимость владения навыками связной речи весьма актуальна для будущих школьников. Восприятие и воспроизведение речи учителя, текста учебного материала, умение объяснять, рассуждать, аргументированно отвечать на вопросы, корректно вести беседу в соответствии с темой, адекватно проявлять эмоции – необходимые навыки для коммуникации, социализации современного ученика. Вот почему развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР), необходимо уделить внимание смысловой стороне речи, так именно она является определяющей в развитии словаря.
Продуктивная деятельность находит свое применение в различных образовательных областях работы с детьми с ОНР, имеющими речевые нарушения: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи» (1). В логопедической работе в решении задач по развитию различных компонентов языковой способности, использование продуктивной деятельности в качестве дополнительного инструмента (в том числе и в процессе формирования навыков связной речи) у детей с ОНР, может оказаться весьма эффективным.
Проблема проекта
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей с ОНР оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Связная речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствует, либо развивается с большими отставанием.
Особенности связной речи у детей с ОНР:
Ограниченность словарного запаса;
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов;
Нарушение связности и последовательности рассказа;
Нарушение логической последовательности изложения;
Заметная фрагментарность изложения, недостатки в грамматическом оформлении предложений;
Смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии.
Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь уделять особое внимание развитию речи детей, т. к. одной из главных задач обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.
Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
1. расширение, обогащение и активизация словаря;
2. воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
3. формирование правильной разговорной речи.
4. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей.
В своем проекте я использовала разные методы для развития речи детей, но сегодня хочу вас познакомить с методом интеллект-карт.
Добро пожаловать в мою творческую мастерскую по теме «Интеллектуальные – карты» - как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста». Такой данный метод стал для меня новой формой работы в развитии связной речи у детей.
Встал большой вопрос, как ввести в совместную деятельность с детьми интеллект - карты, чтобы дети захотели ими пользоваться. Пока я размышляла, дети помогли связать карту с любимыми детскими персонажами мультфильма про Фиксиков. У Фиксиков есть инструмент «Помогатор», который помогает решать разные жизненные проблемы героев. Так у карты появилось детское название, которое дополнительно стимулирует детей к её использованию. Детям нравится пользоваться «Помогатором» и создавать его самим.
Коротко расскажу историю этого метода.
Метод интеллект – карт был создан американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. По- английски он называется mind maps. Буквальное слово mind –означает «ум», а слово maps- «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используют термин интеллект – карты. В мире дошкольных технологий, карты- пришли благодаря кандидату педагогических наук В. А. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект - карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект - карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Полезные свойства интеллект – карты:
• Наглядность: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
• Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
• Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Советы по составлению интеллект - карты:
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т.д;
• Лист располагается горизонтально;
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки;
• Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы;
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
• Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации;
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Алгоритм создания интеллект карты:
• Постановка цели – рождение идеи;
• «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом;
• Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода « детского исследования»;
• «Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования».
Использование интеллект – карты:
• Первое направление: сбор материала об объекте или предмете;
• Втрое направление: закрепление и обобщение материала;
• Третье направление развитие связной речи.
Первое направление:
Сбор материала о предмете или объекте.
• Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы;
• Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение;
• Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление:
Закрепление и обобщение материала.
• Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам;
• Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация;
• Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление:
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Рекомендации по применению интеллект – карты:
• Задавайте больше вопросов;
• Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
• Беседуйте по карте;
• Составляйте рассказы;
• Добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей, экспериментируйте и у вас все получиться.
Цели проекта:
Повышение уровня сформированности связной речи у детей с ОНР.
Формирование умений детей точно, связно, последовательно и грамматически правильно пересказывать сказки, рассказы, опираясь на модели и самостоятельно.
Развитие связного высказывания при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок, событиях из своей жизни, составлении рассказа на свободную тему с элементами творчества;
Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
Формирование психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания);
Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
Задачи проекта
• формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
• развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
• формировать навыки связной речи.
• развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
• обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями.
• осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения речевой активности ребенка.
• развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Ожидаемые результаты проекта
- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые действия;
- усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений. Формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью, - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия, названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное качество предмета и т.д.).
Сроки разработки и реализации проекта
Долгосрочный (3 месяца)
Ресурсы проекта
Участники проекта:
воспитатели (Составление программы, планов, подбор литературы),
родители (Чтение художественной литературы, контроль за речью),
дети 6-7 лет (Выполняют намеченные мероприятия),
Планирование проекта
1. Подготовительный (информационно- аналитический) этап
Деятельность детей:
Знакомство детей с проектом;
Деятельность родителей:
Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта
II. Организационный этап
Деятельность детей:
Включение в практическую деятельность проекта по развитию связной речи
Деятельность родителей:
Активное сотрудничество с воспитателями в процессе работы над проектом Участие родителей в беседах, консультациях, мастер-классах.
III. Практический этап
Деятельность детей:
Участие детей на занятии, в совместной с другими детьми, воспитателями и родителями деятельности.
Деятельность родителей:
Выполнение рекомендаций воспитателя по развитию связной речи (рассматривать реальные предметы, проговаривать под руку в процессе изучения темы, изготовление интеллект-карт)
IV. Заключительный этап
Деятельность детей:
Деятельность родителей:
Практическая часть проекта
«Таблица». Реализация проекта
Сроки | Формы работы | Формы отчета |
Организационно – подготовительный этап |
Декабрь | Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта. | Список использованной литературы. |
Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду» | Информация в уголок для родителей. |
Консультация для педагогов «Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании» | Информация для педагогов |
Разработка перспективного плана по внедрению метода интеллект - карт в образовательный процесс. | Перспективный план |
Основной – практический этап |
Январь-февраль | | |
Составление карты по теме: «Одежда» | Интеллект-карта «Одежда» |
Составление карты по теме: «Зимушка - зима» | Интеллект-карта «Зима» |
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Весна - красна» | Интеллект-карта «Весна» |
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Мир диких животных | Интеллект-карта «Мир животных» |
| |
Занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» | Интеллект-карта «Сказки А.С. Пушкина» |
| |
Мастер – класс для родителей ««Играя, развиваем речь!» | Мастер – класс |
Занятие по ФЭМП «Знакомство с арифметической задачей» | Интеллект-карта «Арифметическая задача» |
Индивидуальная работа по составлению интеллект - карт. | Индивидуальные интеллект –карты на любые темы |
Заключительный (аналитический) этап |
Февраль | Анализ результатов проекта | Презентация для родителей и педагогов. |
в течение всего времени реализации проекта | Диссеминация педагогического опыта. | Обобщение и систематизация опыта работы |
3- «Заключительный»
- анализ результатов проекта;
- диссеминация педагогического опыта.
Заключение
Таким образом, реализация проекта «Использование метода интеллект – карт для развития связной речи» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада.
Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям.
Педагоги изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей.
Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности. Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы.
Вывод:
Интеллект – карты – это уникальный образовательный продукт, инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллект – карт изучать предметы и осваивать новые знания интереснее.
Список использованной литературы:
Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2019.
Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.
Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов.- а. Хакуринохабль, 2018.
Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.
Приложение
Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду»
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами, алгоритмами действий. Одним из инновационных и эффективных методов познавательного развития и развития речи ребёнка является использование интеллектуальных карт.
Интеллект-карта (или «карта ума») представляет собой информацию, изображаемую в графическом виде на большом листе, она позволяет собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
При построении интеллектуальных карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.
Метод интеллект карт был предложен и разработан английским психологом, бизнесменом Тони Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, и, кроме этого, активизируется мышление.
Метод интеллект карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллект карт:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
Главная идея обводится в центре страницы.
Лист располагается горизонтально.
Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
Каждая мысль обводится.
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
В работе с детьми, по развитию речи, интеллекткарты применяются следующим образом:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
В результате предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:
1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.
3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.
План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы.
Использование в работе метода интеллект карт на занятиях речевого развития позволило достичь положительной динамики у детей.
В развитии связной речи:
пополнился словарный запас;
улучшилась лексико-грамматическая структура речи;
дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Если говорить о психических процессах, то у детей:
• развивается способность к мышлению;
• развивается восприятие;
• память;
• творческие способности;
• воображение.
В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Алгоритм выполнения интеллект карты:
• При построении интеллект карты лист бумаги располагается горизонтально
• Постановка цели – рождение идеи (темы, пишется в центре – картинка)
• «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с темой.
• Для каждой идеи от центра проводятся стрелки или ветви, для этого используются ручки, маркеры или фломастеры разного цвета.
• Каждая ветвь, стрелка подписывается.
• Добавляются символы, рисунки, картинки, иллюстрации.
Консультация для педагогов «Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании»
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект карт:
Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга)со множеством ответвлений
Взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты;
Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»;
Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти
Ассоциативное мышление (мышление образами) преобладает в дошкольном возрасте;
Радиантное мышление человека(возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации).
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
• наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
• привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
• возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Алгоритм создания интеллект карт:
Постановка цели – рождение идеи
«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода
«детского исследования»
«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Мастер-класс для родителей
«Играя, развиваем речь!»
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Очень рада видеть вас! Сегодня мы с вами станем участниками игротренинга: «Играя, развиваем речь!»
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно вы к нам пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух интереса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось, можно начинать.
Звучит волшебная музыка.
Педагог держит в руках волшебный сундучок.
- Посмотрите, что это у меня в руках? (сундук)
- Вам интересно узнать, что он для нас приготовил?
(Стук в дверь) Появляется Незнайка: «Здравствуйте, ребята, гости и родители! Ой, как вас много здесь! А что у вас за праздник?
- Незнайка, сегодня у нас не обычный день, оставайся с нами мы научим тебя интересным играм!
А сейчас, я предлагаю вашему вниманию несколько игр по развитию речи, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
1-я наша игра называется «Собери стихотворение» (дети, слушая стих-е собирают его последовательность по картинкам с помощью интеллект-карт)
«Встреча с весной»
Выглянуло солнышко,
Ахнуло:
- Проспало!
Теплыми ладошками
Тучи разогнало.
Растопило снег вокруг
яркими лучами,
И земля покрылась вдруг
Первыми цветами.
Побежали ручейки,
Птицы прилетели,
И деревья из листвы
Вновь наряд надели.
Солнце улыбается:
-Все теперь как надо!
И с весной-красавицей
встретиться я радо!
Теперь, уважаемые родители поиграем с вами, пока наши ребята из счетных палочек соберут предметы. Я читаю вам стихотворение Самуила Маршака «Апрель», вам необходимо зарисовать последовательно «сюжет» стих-я.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Какие вы молодцы!!!!
2-я наша игра называется: «Где находится звук?»
(дети определяют позицию звука в слове), а родители отгадывают ребусы.
ФИЗМИНУТКА
Снова звучит волшебная музыка
Ой, ребята, наш волшебный сундучок опять зовёт нас к себе. Давайте посмотрим, что же ещё он нам приготовил? (Воспитатель открывает волшебный сундучок и достает оттуда «волшебные кружочки»).
Ребята, наш волшебный сундучок приготовил для нас волшебные кружочки, с помощью которых мы сможем сейчас рассказать стихотворение.
Дети составляют стихотворение «Уж тает снег», выкладывая кружочки определенного цвета, каждый цвет несет в себе свое назначение.
И для вас, родители, волшебный сундучок приготовил «волшебные кружочки», оживить вы их сможете, записав свое стихотворение, также обозначив его «кружочками!»
Незнайка: Спасибо, вам дорогие друзья, благодаря вам, я узнал и научился многому! И я, конечно, же приготовил для вас сюрприз!
Дети, родители и гости получают сладкие призы!
19