СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гибкости и координационных способностей у младших школьников посредством гимнастики

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная деятельность школьника протекает на фоне глубочайших перестроек всего организма, которые сами являются огромной нагрузкой для школьника. Если не нормировать учебную нагрузку, не соизмерять ее с возможностями развивающего организма, то учеба в школе может нанести серьезный ущерб процессам роста и развития, особенно в период наиболее бурных преобразований. В свою очередь, организм, ослабленный неадекватными учебными нагрузками, будет снижать эффективность самой учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гибкости и координационных способностей у младших школьников посредством гимнастики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»









Формирование гибкости и координационных

способностей у младших школьников

посредством гимнастики









Еременко Николай Викторович,

учитель физической культуры,

МОУ «Майская гимназия»

















Белгород

2017

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Тиссо XVIII в.



Введение

Учебная деятельность школьника протекает на фоне глубочайших перестроек всего организма, которые сами являются огромной нагрузкой для школьника. Если не нормировать учебную нагрузку, не соизмерять ее с возможностями развивающего организма, то учеба в школе может нанести серьезный ущерб процессам роста и развития, особенно в период наиболее бурных преобразований. В свою очередь, организм, ослабленный неадекватными учебными нагрузками, будет снижать эффективность самой учебной деятельности.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека, прежде всего быстрым ростом и развитием. Каждому возрастному периоду характерны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых, следует решать вопросы организации воспитания, проведения мероприятий по сохранению, развитию и формированию здоровья детей.






















Актуальность поставленной проблемы

Малоподвижный образ жизни или как его называют - гиподинамия все больше становится актуальной проблемой. Гиподинамия (гипокинезия) – снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма и гибкости, а в свою очередь и нарушение координации движений.

Давайте понаблюдаем, как проходит рабочий день у большинства из нас? Многочасовое сиденье за партой, отсутствие движения на переменках, различные гаджеты просто привязали наших детей к стулу, небольшая прогулка до дома и снова, сели делать уроки или за компьютер… Этот список можно продолжить. А потом неблизкий путь домой, в общественном транспорте или личном автомобиле.

Каковы причины гиподинамии? Причин развития гиподинамии существует очень много. Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. У школьников длительное пребывание в однообразной позе может вызвать нарушение осанки: в школе от 4 до 6 часов, а иногда и более, еще столько же за домашними заданиями плюс компьютерные игры. Задерживает формирование организма, особенно опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем! Музыкальные, языковые, художественные школы и очень редко спортивные. Мы сами приучаем наших детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на их здоровье.

Со временем развивается общее недомогание, вялость, снижение работоспособности, нарушения сна, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость при небольших нагрузках, учащение сердцебиения, повышение артериального давления, снижение силы и выносливости мышц, нарушениям кровообращения органов и тканей, ожирению.

По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. Дети имеющие нарушения осанки и другие заболевания опорно - двигательного аппарата составляет 20-25 % от количества детей. Из этого следует вывод, что дети ведут не правильный образ жизни не только в школе, но и вне школы.

Большинство врачей не считают гиподинамию болезнью, но многие специалисты уже видят в сидячем образе жизни настоящего врага.

Разорвать этот порочный круг просто необходимо.

Бороться с гиподинамией можно различными способами. Ученые пришли к выводу, что даже 30-минутная ежедневная физическая нагрузка способна значительно снизить риск возникновения ожирения и других сопутствующих заболеваний у людей, ведущих малоподвижный образ жизни.

Также можно посредством эстетической гимнастики во внеурочное время.

Данная тема опыта выбрана и разработана не случайно, поскольку значимость таких качеств как гибкость и координация движений является принципиально важным не только при решении проблемы гиподинамии, но и в хореографии и в эстетической гимнастике.

Гибкость и координация движений являются первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только с хореографией и эстетической гимнастикой, но и вообще для общей жизнедеятельности человека.

Цель: необходимость поиска путей её реализации способствовало выдвижению рабочей гипотезы, которая состоит в предположении о том, что использование средств хореографии с элементами эстетической гимнастики будет способствовать формированию гибкости и координационных способностей младших школьников и тем самым решить проблему гиподинамии.

Задачей автора является поставить детский организм в условия нетипичные для его повседневной физической деятельности, т.е. создать универсальный комплекс определённых упражнений специфической направленности, способных развить у занимающихся гибкость и координацию движений, что позволит поднять эти качества на принципиально новый уровень. Поэтому универсальный комплекс упражнений, который применяет учитель в своей работе, должен обладать воздействием не только на улучшение гибкости и координации движений, но и для поддержания и развития других физических качеств обучающихся.




























Анатомо-физиологические особенности развития

младших школьников

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие.

1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.

2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными

становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.

3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.

4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.

8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

10. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9—10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост половых органов.

11. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.
































Возраст 6-10 лет в нашей стране считается возрастом начальной школы с соответствующей спецификой методических подходов и программ. Этот возраст включает в себя важный период развития, при котором совершается буквальный скачок из недостаточно владеющего своим телом и психикой ребенка во вполне сформировавшегося, с развитыми физическими качествами и сложившейся конституцией тела. В этот период более интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, прыгучести, гибкости, функции равновесия.

Одним из важнейших физических качеств в хореографии является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы. Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, для принятия позы в полете при исполнении прыжков.

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство упражнений в хореографии и эстетической гимнастике требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества. При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для экономичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная длина мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила.

Также, большое внимание уделяется и развитию координационных способностей. В общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Координационные способности включают в себя:

- ориентацию в пространстве;

- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам.

Координационные способности делятся на общие, специальные и специфические виды. К важнейшим специфически проявляющимся координационным способностям в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:

- способность сохранять равновесие;

- способность к ориентированию в пространстве;

- чувство ритма;

- способность к перестроению двигательных действий;

- статокинетическая устойчивость;

- способность к произвольному мышечному расслаблению.

Степень новизны заключается в комбинации элементов известных методик, в подборе и усовершенствовании упражнений для развития координации и гибкости младших школьников в решении проблем гиподинамии.


Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован в общеобразовательных учреждениях, работающих на ступени начального общего образования при организации системы занятий внеурочной деятельности.




Технология описания опыта

Основная цель опыта.

Использование рациональных методов на занятиях хореографией с элементами эстетической гимнастики во внеурочное время по формированию у младших школьников гибкости и координационных способностей.

Постановка задач, способствующих достижению данной цели.

  1. Использовать средства и методы хореографии и эстетической гимнастики во внеурочное время по воздействию на развитие гибкости и координационных способностей.

  2. Подобрать комплексы упражнений, способствующие развитию гибкости и координационных способностей.

  3. Формировать у учащихся знания, двигательные умения и навыки способствующие развитию гибкости и координационных способностей.

  4. Синхронизировать все компоненты хореографии и эстетической гимнастики для успешного развития двигательных качеств.


Средства достижения цели.

На основании полученных первоначальных результатов мониторинга была сформирована экспериментальная группа, на которой апробировалась разработанная программа.

Анализ научно-методической и специальной литературы, а также собственный опыт позволил ей сделать вывод, что наилучшими средствами развития гибкости и координационных способностей у младших школьников является сведение в единое целое основ хореографии и элементов эстетической гимнастики.

Интеграция хореографии и элементов эстетической гимнастики эффективна как развивающее средство в формировании личности ребенка, как корригирующий терапевтический фактор, устраняющий недостатки физического и эстетического развития детей младшего школьного возраста.

Подбор и реализация средств, зависят от поставленных целей и задач занятия в соответствии с годом обучения.

Основными средствами являются: элементы эстетической гимнастики, азбука музыкального движения.

Элементы эстетической гимнастики - способствуют раскрепощению ребенка, развивают координацию и пластику, добавляют уверенности в себе. Они включают в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики и художественной гимнастики.

Азбука музыкального движения.

Включает ритмические упражнения, которые с большим успехом можно использовать в качестве разминки. Применяются несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, а также партерную гимнастику - упражнения на полу в разных позах: сидя, лёжа на животе и спине, направленных на растяжку всех мышц тела, их укрепление, развитие гибкости в суставах.

В связи со спецификой хореографического искусства границы тематических частей со временем сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, народного танцев и элементы эстетической гимнастики.

Структура построения занятия является классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части занятия решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению материала основной части занятия.

Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.

Решение поставленных задач в основной части урока достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов эстетической гимнастики. В зависимости от применяемых средств основную часть занятия можно представить в семи различных вариантах

Однако в большинстве случаев автор применяет смешанные варианты, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.

Форма основной части зависит от организации занятия. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения проводятся только у опоры, только на середине зала. Возможны двухчастная и трёхчастная формы. При продолжительности занятия 25–30 мин. рекомендуется одночастная форма, если же длительность занятия 45–60 мин., то возможно применение двух- и трёхчастных форм.

В заключительной части занятия перед педагогом стоит задача - снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений в виде партерной гимнастики: на расслабление и растягивание. При утомлении, для эмоциональной настройки к последующей работе, применяются танцевальные движения и комбинации из современных танцев.

При построении занятий автор выдерживает следующие условия:

- соразмерность отдельных частей занятий;

- подбор упражнений и последовательность выполнения;

- чередование нагрузки и отдыха.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятий может меняться. В среднем основная часть занятия при любой его продолжительности составляет около 80 % общего времени.

Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми.

Здесь применим принцип «От простого к сложному». Например, сначала применяются движения простые по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая физическую трудность выполнения. Затем совершается переход к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применяются упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

Важное место в построении занятий занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т. е. различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесий, поворотов, элементов эстетической гимнастики и т. п.

Однако и здесь существуют определенные закономерности влияющие на усвоение материала:

- возраст и возможности обучающихся;

- логическая связь движений, а именно: положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего; все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи);

- оптимальная трудность композиции (не следует недооценивать или переоценивать возможности обучающихся);

- элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.

В свою очередь при построении занятия учитывается, что продолжительность активного внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности у младших школьников невелика – до 15 минут. Поэтому воспитанникам предлагаются нагрузки небольшого объема, умеренной интенсивности и имеющие дробный характер.



Список использованной литературы

  1. Аракчеев, В.Н., Акробатика / В.Н. Аракчеев, В.П., Коркин. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 144с.

  2. Барышникова, Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий/ Т. Барышникова - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС", 1996. - 256 с.

  3. Батырев, А.В., Бурцева Г. Композиция танца / А.В. Батырев Барнаул. - НМЦ.: Просвещение, 1991. – 34 с.

  4. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с

  5. Голейзовский, К.М. Образы русской народной хореографии / К.М. Голейзовский.: Искусство, - 1968.- 64 с.

  6. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с.

  7. Журавина, М.Л. «Гимнастика» / М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.- М.: «ИСКУССТВО», 2002.- 445 с.

  8. Лисицкая, Т.С., Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая .- М.: «ФиС», 1984.-45 с.

  9. Овчаренко, Е.В. История и теория народно-сценического танца / Е.В. Овчаренко. - Барнаул: Просвещение, 2000. -152 с.

  10. Ротес, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культура» / Т.Т. Ротес.- М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

  11. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / Авторы-составители: А.И. Рябчиков и Ж.Е. Фирилева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 288 с.

  12. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

  13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 348с.

  14. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.


11