СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной грамотности учащихся в проектной деятельности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Но, как и многие новые педагогические технологии, метод про­ектов не мыслим без применения информационных технологий, ком­пьютерных в первую очередь. Именно новые информационные тех­нологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидак­тические функции этого метода, реализовать заложенные в нем по­тенциальные возможности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной грамотности учащихся в проектной деятельности.»

Формирование информационной грамотности учащихся в проектной деятельности.

Шарипова Светлана Владимировна.

Учитель начальных классов

МОУ Лицей №9 г. Волгоград

Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского обра­зования на период до 2010 года, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете форрмирования личности, готовой не только жить в меняющихся со­циальных и экономических условиях, но и активно влиять на суще­ствующую действительность, изменяя её к лучшему. А это под силу лишь информационно грамотным людям, обладающим целостным миропониманием и системным мышлением, осознающим взаимосвязь пещей и явлений в природе, особое место в ней человека.

Под термином «информационная грамотность» будем пони­мать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему на­ходить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Информационная грамотность явля­ется одной из составляющих познавательных универсальных учебных действий. В результате овладения информационной гра­мотностью ученик научится осуществлять поиск необходимой ин­формации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, энциклопедий, а также в от­крытом информационном пространстве, в том числе контролируе­мом пространстве Интернета; записывать, фиксировать информа­цию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Российская школа, к сожалению, пока не в полной мере дос­тигает обозначенного результата — выпускника, способного ак­тивно и компетентно действовать в современном мире. Таким


образом, увеличивается разрыв между тем, что способна предъя­вить школа обществу, и тем, что общество ожидает от школы. Это порождает большое количество проблем, главной из которых является проблема качества образования. Ключевой причиной проблемы качества образования является использование педаго­гических средств, не соответствующих цели современного образо­вания — подготовки деятельной творческой личности.

Инновационный поиск новых средств организации образова­тельного процесса привёл к пониманию того, что для достижения вышеобозначенных целей нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже раз­рабатывались и использовались в той или иной степени для улуч­шения ситуации в образовании, но неоценимую возможность при­менять их комплексно и системно даёт проектная методика, обла­дающая специфическими характеристиками в качестве метода и средства обучения и служащая значимым средством развития личности учителя и учащихся.

Но, как и многие новые педагогические технологии, метод про­ектов не мыслим без применения информационных технологий, ком­пьютерных в первую очередь. Именно новые информационные тех­нологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидак­тические функции этого метода, реализовать заложенные в нем по­тенциальные возможности. Эффективная интеграция информацион­ных и проектной технологий является ключом к решению проблем, связанных с развитием индивидуальности школьника, его интел­лектуального и творческого потенциала, а также творческого потен­циала учителя. Ключом, который требует соблюдения четкого балан­са между лучшими методами традиционного обучения и новым по­ниманием самого процесса обучения.

Этапы проектирования

  1. Этап — проблемно-поисковый: теоретическое осмысление проблемы; анализ литературы по проблеме исследования; обобщение основных подходов, практики передовых учителей начальных классов и собственного опыта по применению метода проектов и ИКТ; определение предмета, цели, основных задач и гипотезы исследования.

  2. Этап — формирующий: опытно-экспериментальная рабо­те; разработка и апробирование учебных проектов для школь­ником; выявление комплекса оптимальных педагогических усло­вий для развития индивидуальности школьника; его интеллекту­ального и творческого потенциала; изучение динамики их разви­тии и процессе педагогического эксперимента.

  3. Этап — обобщающий: анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; обобщение, обмен опытом, систематизирование результатов опыта, формулировка выводов.

Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обус­ловливает развитие индивидуальности личности школьника.

При организации проектной деятельности в школе необходи­мо учитывать возрастные и психолого-физиологические особен­ности школьников, что отражается на основных характеристиках творческой учебной проектной деятельности как учащихся, так и Проектной деятельности учителя.

Структура деятельности учителя и ученика при реализа­ции творческого проекта.


УЧЕНИК


УЧИТЕЛЬ


Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности


Открывает новые знания


Рекомендует источники информации

'

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы


Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов


Активен


Создаёт условия для активности


Субьект обучения


Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить результат, выявить недостатки

Детальное предварительное моделирование проекта во мно­гом определяет его успех.

Ученик в процессе такой работы приобретает опыт исполь­зования ИТ.

Внутри проекта могут проводиться небольшие конкурсы, направленные на успешное решение общей задачи. Они, однако, ни в коем случае не должны превращать сотрудничество в соперни­чество. Принципиальным является командное участие в проекте, поскольку работе в малых группах свойственны постоянные об­суждения возникающих вопросов, с непременным условием дос­тижения согласия. Наряду с этим предусматривается возмож­ность высказывания индивидуальных суждений.

Особенности проекта для младших школьников проиллюстри­рую на конкретном примере. Для наглядности и возможности срав­нения предлагаю проект «Мой город в поэзии, живописи, музыке». Проект рассчитан на один месяц. Одним из ключевых вопросов успеха такой долгосрочной работы является поддержание высокой мотивации школьников на протяжении всего проекта.

Этапы проведения проекта «Мой город в поэзии, живописи, музыке».

  1. Регистрация. *

Задание: «Визитка — приятно познакомиться».

  1. Мотивация. Выбор направления в искусстве.

Задание: Выбрать из предложенных направлений одно.

  1. Самостоятельная исследовательская работа.

Задание 1: Для представления выбранного вида искусства провести исследование, с целью доказательства гипотезы, что о нашем городе создано много талантливых произведений, заслу­живающих более серьёзного изучения. Написать, по возможнос­ти, своё литературное произведение или выполнить рисунок.

Задание 2: Организация информации (оформление работ) — выбрать наиболее приемлемый способ.

  1. Рефлексия.

  2. Итоги.

Использование проектной и информационных технологий спо­собствует развитию у школьника:

  • логического, творческого, критического мышления;

  • способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;

  • целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;

  • способностей к самопознанию и самопониманию;

  • эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей интересов;

  • информационной компетентности.

Результаты показывают, что учащиеся с удовольствием учат- еи, повысился интеллектуальный потенциал, легче усваивают ма­териал, имеют хорошие навыки учебной деятельности.

Таким образом, в качестве основного вывода выступает те­ине: созданию благоприятных педагогических условий для разви­тии индивидуальности школьника, его интеллектуального и твор­ческого потенциала способствует реализация развивающего по­тенциала интеграции метода проектов и информационно-комму­никационных технологий.

Литература:

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / / Начальная школа, 2007.

  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные тех­нологии в системе образования. — М., 2008.