Формирование научной деятельности в МБОУ СОШ №26.
Аннотация: в статье идет речь о формировании у обучающихся навыков научно-исследовательской работы. Одним из ключевых тезисов статьи является утверждение о том, что формирование таких навыков как умение работать с информацией, выдвигать гипотезы (рассуждать и доказывать либо опровергать их), работать в группе (сотрудничать и взаимодействовать), выдвигать проекты и решать жизненные задачи, формулировать выводы и заключения помогут современному выпускнику в успешной социализации. Автор освещает практику применения элементов научной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.
Ключевые слова: школьное научное общество учащихся (ШНОУ), научная деятельность, сотрудничество, навыки научно-исследовательской работы.
Современному выпускнику общеобразовательного заведения для успешной социализации необходимо получить не только базовый объем знаний, но и определенные навыки. А именно: приобрести аналитические способности и навыки наблюдения, умения проявлять инициативу, формулировать и вносить свои предложения и нести ответственность за принятые решения. А это значит, что одной из основных задач школы является задача формирования у обучающихся навыков исследовательской работы. А именно формирование таких навыков как умение работать с информацией, выдвигать гипотезы (рассуждать и доказывать либо опровергать их), работать в группе (сотрудничать и взаимодействовать), выдвигать проекты и решать жизненные задачи, формулировать выводы и заключения. Творческий и исследовательский потенциал помогут современному выпускнику в успешной социализации. А исследовательская практика это «важнейший инструмент развития и саморазвития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка». [4, с. 31–38]
Научно-исследовательская работа способствует развитию у школьников творческих способностей. Единая педагогическая система, ориентированная на формирование новой культурной личности, с потребностями развития проинновационных, креативно-ориентированных направлений в обучении – это фундамент, на котором должно строиться здоровое обучение школьника.
Насколько успешным будет достижение цели у современного выпускника, зависит от методов обучения, реализации творческого потенциала, навыков работы в коллективе и т.д. В соответствии с направлениями и принципами учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, социальное) у нас в МБОУ СОШ №26 сложилась определенная система организации учебного исследования. Исследовательская работа способствует развитию у ребят творческих способностей, и совсем необязательно, что они обязательно должны стать великими учеными. Задача состоит в другом, научиться трудиться творчески с учетом обстановки и условий, применять формы и методы самостоятельного, активного познания явлений, предметов, уметь использовать рекомендации науки, внедрять её достижения в практику. Такая работа школьника является своего рода первым шагом в науку и подготовкой для обучения в высших учебных заведениях. Научная работа является той исследовательской деятельностью, которая строится на сложных мыслительных процессах, раскрывая структуру мыслительных действий, операций и заключается в обучении методам творческой деятельности. [1] В нашем учебном заведении МБОУ СОШ № 26 работает ШНОУ (школьное научное общество учащихся) «Эврика». ШНОУ является добровольным объединением учащихся нашей образовательной организации, заинтересованных и проявляющих способности к научно-исследовательской деятельности в различных областях. Исследовательская деятельность осуществляется в рамках работы научного общества учащихся. На факультативных занятиях и в рамках учебных программ школьники приобретают знания и навыки по оформлению и проведению научных исследований. [8]
Начинаем занятия с юными исследователями с общих положений и актуальных вопросов. Без общения, правильной речи, грамотного письма не может быть интересной совместной работы. Культура слова – имеет огромное значение для научно-исследовательской деятельности. По речи человека можно определить степень его культуры, которая неразрывно связана с искусством, литературой, историей, с наукой. Основа языковой культуры юного исследователя - это грамотность, соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка. Речь исследователя должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Для этого, нужно вслушаться в живую речь, уметь пользоваться словарями, вдумчиво читать научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на удачные высказывания, на построение предложений. “…без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры”, сказал Василий Александрович Сухомлинский. [6, с.77] В работе ШНОУ мы ориентируемся на активное развитие своей речи, учимся устно и письменно излагать собственные мысли, правильно строить предложения, искать удачные и самые нужные варианты высказывания. Не менее важное значение в культуре речи имеет тон разговора, и такие умения, как своевременное и уместное поддержание беседы (умение выслушать другого и ответить на вопросы). Правильная речь нужна не только для обогащения своих знаний, но также для обмена мыслями, написания статьи и т.д.
Любое исследование предполагает описание общепринятых методологических параметров: проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Постановка научной проблемы заключается в особом видении вопроса, требующего изучения, т.е. это поиск вопросов, которые приблизят исследователя от неизвестного к известному и являются особо важным моментом в постановке проблемы. Исследовательская проблема выражает потребность в изучении определенной области социума для разрешения имеющихся противоречий, таким образом, от разрешения проблемы зависит прогресс научного познания. [7]
Процесс исследовательской деятельности направлен на формирование у учащихся следующих умений: планировать свою работу, просчитывая возможные варианты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать анкеты, интервью, беседы; аргументировать мнение; устанавливать контакты; создавать «конечный продукт»; представлять и презентовать созданное перед аудиторией. [2]
На начальном этапе обучения в школе научный руководитель разъясняет и прививает ученику навыки научного исследования. Помогает выбирать методы и приёмы исследования, планировать теоретическую и практическую части.
Современные школьники – это будущее нашего государства, важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила.
Список литературы
Гликман И. З./Управление самостоятельной работы студента.– М., 2002. - 24с.
Козлова Н.И. Методология научного педагогического исследования: учеб.-метод. пособие / Н.И. Козлова; Забайкал. гос.ун- т. - Чита: ЗабГУ. 2014. - 143 с.
Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. С. 100–107.
Поддьяков 3А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.-2006.-№3. - с.85-91.
Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников. 2005. №4. С.29–39.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Рад. Шк//1985. C.77
Чайка Л.Н. Исследовательская работа учащихся // Вторые педагогические чтения «Развитие идей педагогов-новаторов второй половины XX века в современном образовательном пространстве». Сборник статей 1-й международной научной конференции, Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2015. С. 116-121.
Чайка Л. Н. Научная деятельность школьников – путь к успешной социализации / Л. Н. Чайка, Ю. И. Золотухина, В. С. Канивец // Образование и наука в современных условиях : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2016 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3 (8). – С. 178–183.