Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством игры
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Работая над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.
Игра « Словесный бой»
Игра повышает грамотность, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова . игра требует максимального внимания, сосредоточенности, вдумчивости.
Сначала игрокам предлагается тема. Затем на поле каждый игрок должен найти все слова на данную тему. Игрок находит слово, зачеркивает его, затем выписывает. Каждое слово другим цветом.
Например «Звери и птицы»
ж | а | в | о | р | о |
б | з | е | щ | о | н |
и | а | н | а | н | о |
ц | я | о | к | а | к |
с | о | б | а | р | л |
(жаворонок, ворона, собака, заяц, баран, щенок)
«Древнерусское письмо»
Детям предлагается написать слова под диктовку, но только согласными (если нужно запомнить написание согласных), или гласных, если нужно запомнить слово с гласным
Например: еоие (велосипед)
аоаоия (лаборатория)
оио (горизонт)
прфсср (профессор)
трртр (территория)
Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)
Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!
«Ассоциации»
Составьте словосочетания, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву.
Например:
Шофер шустрый
Салют сияет
Жонглер Жора
Затем закройте левый столбик и попросите вспомнить словарные слова, опираясь на слова из первого столбика
« Трудные слова»
На карточках написаны словарные слова, в которых выделены проблемные буквы. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться. Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Затем любым способом определяется, кто будет ходить первым. Делая ход, игрок выкладывает карточку, четко проговаривая написанное на ней слово, особо выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у себя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить ее сверху, также четко проговорив слово. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному предложению с оставшимся у него словами
Например : вОрОбей, вОрона, горОд, девОЧКа, дЕревня, дОроГа, бЕрёЗа, ЗЕмлЯника, кАртоФЕль, кОроВа, ОБЕзьяна, мАшина, мЕДвеДь и др
«Художник»
Образное представление словарного слова: картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта
Например: орех (рисуют орех)
О
рех
«Граммино»
Игра основана на правилах игры в домино. Требуется изготовить 28 карточек-фишек, каждая из которых поделена на две части: в одной части помещена буква, в другой слово с пропущенной буквой. Для каждого правила свой комплект фишек. Каждый игрок берет по 7 карточек. Неразобранные карточки откладываются на «базар». Любым способом определяется игрок, который будет ходить первым. Он выкладывает на стол любую карточку. Игроки по очереди подставляют свои карточки к одному или другому концу выложенной карточки, образовывая цепочку, так, чтобы имеющаяся на карточке буква была пропущена в слове. Если нужной карточки у игрока нет, он отправляется за ней на «Базар» и берет карточки, пока не будет нужной буквы или слова. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Комплекты игры разрабатываются для различных правил: правописание безударных гласных в корне, правописание согласных в корне, правописание «Ъ» и «Ь» и др
Например: Правописание безударных гласных в корне
«Лотограм»
Игра помогает усвоить правила правописания проверяемых безударных гласных в корне, сомнительных и непроизносимых согласных. Для игры нужно 36 больших карточек, на которых написаны слова с пропущенными проверяемыми буквами, и 36 маленьких карточек, на которых написаны проверочные слова. Для каждого правила требуется свой комплект карточек. Большие карточки со словами раздаются поровну всем игрокам, затем выбирается ведущий, который забирает себе маленькие карточки м проверочными словами. Ведущий громко называет проверочные слова. Если слово подходит кому-то из игроков, тот кричит «моё», забирает карточку и кладет ее на нужное слово. Выигрывает игрок, который первым закроет слова на всех карточках
гОра | дОжди |
лИсток | лЕсник |
мОряк | зЕмля |
горка |
дождь |
море |
лист |
лес |
земли |
«Магазин»
На карточках нарисованы слова, ведущий начинает продавать слово «рекламируя» по каждой букве
Например:
А – ароматный м- маленькая
Р-рубиновый ы- ы-ы!
Б- большой ш- шуршит
У- укатить домой ь- мягкая шубка
З- звонкий, зеленый
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.