

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при изучении геометрического материала
Изучение геометрического материала позволит повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий через
интегрированные уроки математики и технологии изанятия внеурочной деятельности, направленные на изучение элементов геометрии в 3 классе.
Интегрированный урок будет способствовать формированию познавательных УУД:
- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, Интернет и др.);
-логические операции(сравнение, анализ, синтез классификация и др.);
-моделирование–при решении задач, предметное, схематичное, символическое, таблицы, чертежи и др., моделирование геометрических понятий из бумаги.
1.Фрагмент интегрированного урока (математика и технология)
Тема: Круг, окружность. Изготовление цветка.
Цель:
предметные:
-закрепить знания и умения обобщить материал о круге и окружности;
-познакомить с использованием деления окружности в декоративно прикладном искусстве;
-расширение геометрических представлений учащихся;
-развитие памяти, логики, наглядно-образного мышления учащихся;
-воспитание культуры общения на уроке.
Метапредметные:развитие ценностно- смысловой сферы личности.
познавательные:- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, Интернет и др.);
-логические операции(сравнение, анализ, синтез классификация и др.);
-моделирование–при решении задач, предметное, схематичное, символическое, таблицы, чертежи и др., моделирование геометрических понятий из бумаги.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. С незапамятных времен человек использовал в своей жизни простейшие геометрические построения. Какие как вы думаете?
Дети. Квадрат, прямоугольник, круг.
Учитель. Правильно. Приведите примеры.
Дети. Дома: квадрат и прямоугольник. Вещи: стол, стул, учебник, тетрадь, пенал и т.д.
Учитель. Одним из таких построений является деление окружности на равные части. Примеров можно привести много. Превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно.
рисунок (велосипед)
С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. В декоративно- прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры и представители многих других профессий с успехом применяли и применяют деление окружности, создавая прекрасные произведения. Это ордена, медали, монеты и ювелирные украшения.
рисунок (орден « Победа»)
Самым распространенным примером деления окружности на равные части является создание логотипов, эмблем, товарных знаков различных фирм. иногда достаточно увидеть эмблему на капоте или крыле автомобиля и безошибочно назвать марку.
рисунок ( эмблемы)
III. Закрепление изученного материала.
Учитель. Чтобы вспомнить основные понятия, выполним следующую работу. На каждом столе лежат по две карточки. На первой записано начало определения, на другой – его продолжения. Найди для каждого определения верное продолжение.
Карточка №1.
Окружность – замкнутая линия…
Круг – это часть плоскости…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Карточка №2.
… все точки которые находятся на одинаковом расстоянии от центра.
… ограниченная окружностью.
… соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящей через центр.
Сверяется правильность восстановления определений.
IY. Практическая работа «Изготовление цветка из цветной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей»
- Разметь и вырежи 8 таких деталей. Надрежь их по утолщённым линиям.


- Перекрути каждый конец детали дважды. Плотно прижми место скручивания.
- Помести на проволоку все 8 деталей. Плотно сожми их и подогни проволоку
Рис3 
2. Внеурочное занятие соответствует программе внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» (автор О.А.Захарова) и способствует формированию познавательных УУД:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
-осуществлять синтез как составление целого из частей.
Фрагмент внеурочного занятия для 3-го класса
Тема: Многоугольники. «Рыцарский замок»
Цель:
предметные:
-закрепить и обобщить знания о многоугольниках;
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Метапредметные:Создать условия для формирования познавательных универсальных действий.
познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
-осуществлять синтез как составление целого из частей.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на нашем занятиимы вспомним, какие фигуры называются многоугольниками; познакомимся с видом рыцарского замка; применим знание многоугольников к составлению рыцарского замка.
Итак, многоугольник – это геометрическая фигура, ограниченная со всех сторон замкнутой ломаной линией, состоящая из трех или более отрезков.



Когда появились рыцарские замки? Появление замков, как укрепленных жилищ феодалов, относится в западно-европейских странах ко временам правления Каролингов — королевской династии, самым знаменитым представителем которой был легендарный Карл Великий. Проще всего было строить замки в горных местностях — они были и труднодоступны для неприятеля, и строительный материал всегда был под рукой. Самые ранние из замков представляли собой кольцо стен, сложенных из больших каменных глыб и окружающую горную вершину, на которой стоял сам дом. Выстроенный из тех же каменных глыб дом тоже представлял собой самостоятельную крепость. Особенно мощной была стена, обращенная в сторону самого вероятного места нападения. Как выглядит рыцарский замок? 
IY Практическая работа.