СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся положительного отношения к труду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся положительного отношения к труду.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся положительного отношения к труду.»



Трудолюбие как основа воспитания положительного отношения к труду

Во все времена и на всех этапах развития общества главное заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет не эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

Цель: рассмотреть условия формирования трудолюбия у старшеклассников; изучить особенности трудового воспитания учащихся.

Задачи:

1. Изучить содержание понятия «трудолюбия».

2. Оценить исходный уровень сформированности навыков труда у старшеклассников.

3. Разработать рекомендации по формированию навыков труда.

Трудолюбие - черта характера, состоящая в положительном отношении

к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. (Словарь психолога - практика/ сост. С. Ю. Головин).


«К сожалению, среди современных школьников еще довольно часто встречаются ребята, не обладающие трудолюбием, привычкой к труду, напряженной работе, постоянным умственным и физическим нагрузкам. Более того, немалая часть из них не имеет даже самых элементарных трудовых навыков». (Алексеев С. Н., Семыкин Н. П. Мудрая школа труда.)

Чтобы любить труд, надо уметь трудиться; чтобы трудиться с интересом, нужно, чтобы труд привлекал. Как же это обеспечить?

Рассмотрим вначале первое из условий. По поводу него возможны возражения: всему на свете научить нельзя. Что же, чему ребенка научили, к тому он и будет относиться с любовью, а чему не научили? Очевидно, надо научить каким-то общим действиям, которые облегчают труд, делают его осмысленным и привлекательным. И, прежде всего, научить ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ ее достижения, оценивать результаты своей деятельности. Именно этому мы учимся на уроках технологии. Важно не просто требовать выполнения задания, а помочь освоить те приемы рациональной деятельности, благодаря которым учащийся сможет выполнить задачу: научить планировать выполнение домашних заданий, выбирать последовательность работы, самому себе задавать когда-то любимые вопросы «что?», «как?», «почему?», чтобы быть уверенным, что задание выполнено правильно, чтобы учебный материал запомнился.


«Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважение к людям труда, формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений». (Психологические основы трудового воспитания школьников Э. А. Фарапонова).

Что же нужно, чтобы развить у учащихся потребность в труде? Прежде всего - это организация трудовой деятельности, потому что любое качество личности развивается и формируется в том виде деятельности, который этого качества требует. Иначе говоря, воспитать потребность в труде без включения в сам труд просто невозможно.

Знания, умения, практические навыки - необходимая предметная основа для отношения к труду как к потребности. Чем совершеннее умения, чем выше мастерство, тем свободнее чувствует себя человек в освоенном виде деятельности, тем большее удовлетворение доставляет ему работа.

Однако этого мало. Не менее значимо эмоционально положительное отношение к труду. Способность испытывать радость от удачно завершенной работы, умение видеть творческое начало в труде, наслаждаться самим процессом труда - все это проявления эстетического отношения к труду. Без такого отношения немыслимо воспитание потребности в труде. Как же его вызвать? Это не скупиться на добрые слова, поощрительную улыбку, чтобы дать почувствовать ученикам, как дорого то, что сделано его руками!

Истинное сотрудничество невозможно без уважения к личности ребенка, без доверия со стороны взрослых.

Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. (Словарь психолога -практика/ сост. С. Ю. Головин).

Формируя у детей трудолюбие, я учу их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком мною, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность учащихся, следует избегать непосильной для них работы.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться, важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется мною. При этом имею в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагаю я, так как здесь основной задачей является научить тому, чего учащийся еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, даю ему пример, упражняю ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаю вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Учащихся ставлю в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у учащихся в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Включая детей в трудовую деятельность, я формирую трудовые навыки, воспитываю привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирую положительные взаимоотношения между учащимися.

При организации труда я руководствуюсь «Рабочей программой по парикмахерскому делу», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.