ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ как механизм , обеспечивающий непрерывность процесса совершенствования качества образования
МАОУ – гимназия №13
Екатеринбург, 2018
ОЦЕНКА и ОЦЕНИВАНИЕ…
- Определение ценности или значимости чего-нибудь (Большой толковый словарь)
- Это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
- обеспечить обратную связь;
- оценить степень достижения намеченных целей;
- оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
- предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- СТИМУЛИРУЮЩАЯ;
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ;
- ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ;
- ФОРМРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
- МОТИВАЦИОННАЯ;
- ИЗМЕНЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ;
- ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ФГОС и процесс оценивания
Основные требования
Базовые принципы
- оценивание достигаемых образовательных результатов;
- оценивание процесса их формирования;
- оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.
- оценивание – постоянный процесс;
- критериальность;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известен;
- приобретение навыка и привычки к самооценке.
ФОРМРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ…
Цель данного оценивания
Ключевые характеристики
- улучшать качество учения , а не обеспечивать основания для выставления отметки
- всторено в процесс;
- обсуждение целей с учениками;
- помощь в осознании учебных стандартов;
- вовлечение в процесс самооценки и партнерского оценивания;
- обеспечение обратной связи.
Интересы ученика - приоритет
Ученику необходим доступ к инструментам оценивания
«Оценивание для обучения» = формирующее оценивание
- Насколько хорошо учатся ?
- Насколько эффективно учат?
Оценивание на всех стадиях процесса обучения
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ:
- выявить планируемые результаты;
- организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
- сопровождать достижение учащимися результатов с помощью организованной обратной связи
ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА – оценка, способствующая обучению:
- элемент эффективного планирования;
- в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
- является ключевым профессиональным навыком педагога;
- обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
- помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты;
- развивает способность к самооценке и взаимооценке;
- отражает все образовательные достижения;
- должна быть постоянным элементом урока
Принципиальное отличие ФО
Разносторонне результативно
Центрировано на ученике
Своевременно! Как материал для корректировки программы
Направляется учителем
Непрерывно
Коренится в качественном преподавании
Формирует учебный процесс
Определено контекстом
* Цель: создание ранней обратной связи
Группы методов ФО
По цели оценивания:
Оценивающие результат
По времени проведения:
Оценивающие метапознавательный процесс
Регулярно используемые в процессе обучения
По возможности использования:
Используемые после прохождения темы/курса
Универсальные
С точки зрения участников оценивания:
Предметные
Только учителем
Самооценивание
Взаимооценивание
Комбинированное оценивание
- Что оценивать?
- По какой шкале?
- Где накапливать и фиксировать результаты?
- Кто должен осуществлять оценивание?
- Как определять итоговую оценку?
«Линеечки самооценки»
«Светофор»
Карточки «+», «-» и «?»
«Лесенка успеха»
«Смайлики» или «солнышки»
«Смайлики»
План урока:
Оцени себя :
«5» - написано аккуратно, соблюдались все правила каллиграфии: высота и ширина букв, наклон, правильность соединений, расстояние между буквами;
«4» - старались, но соблюдено 4-5 элементов написания;
«3» - соблюдено 2-3 элемента написания;
«2» - писали неаккуратно, не соблюдая правила каллиграфии
Блиц-опрос
- Из каких морфем может состоять слово?
- Без какой части слово быть не может? Почему?
- Какая часть слова не входит в основу? Почему?
- Что такое суффикс и для чего он служит?
- Что такое приставка и для чего она служит?
- Расскажи алгоритм разбора слова по составу
Критерии оценки:
«5» - дал правильные, полные и точные ответы на все вопросы
«4» - ответы на все вопросы, но неточно, путался или ответил только на 2 вопроса
«3» - дал ответы на один вопрос
«2» - не смог ответить ни на один вопрос
Критерии оценки:
«5» - разбор выполнен без ошибок
«4» - допущена ошибка в 1 слове
«3» - допущена ошибка в 2 словах
«2» - допущены ошибки во всех словах
Слово с суффиксом - ищ -, оканчивается в начальной форме на е , если слово, от основы которого оно образовано … и … рода.
Критерии оценки:
«5» - даны правильные ответы, сделан вывод
«4» - вывод сделан, но неточные ответы
«3» - испытывали затруднения, вывод и
ответы сформулированы неточно;
«2» - не смогли выполнить работу
самостоятельно
Алгоритм
- определить, от основы какого слова образовалось данное слово;
2. определить род этого слова;
3. если слово ж. р . , то после - ищ - пишется а ;
4. если слово м.р . или ср.р . , то после - ищ - пишется е
Критерии оценки:
«5» - алгоритм составлен правильно;
«4» - допущена 1 ошибка;
«3» - допущено 2 ошибки;
«2» - алгоритм не составлен
1 задание
«5» - нашел все пары слов
«4» - допустил 1 ошибку
«3» - допустил 2 ошибки
«2» - не смог справиться самостоятельно
2 задание
«5» - правильно выполнил всю работу
«4» - допустил 1 ошибку
«3» - допустил 2-3 ошибки
«2» - не смог справиться самостоятельно
3 задание
«5» - разбор всех слов выполнен без ошибок
«4» - допустил ошибку в 1 слове
«3» - допустил ошибки в 2 словах
«2» - допустил более 3 ошибок
Сегодня на семинаре я:
- научился…
- было интересно…
- было трудно…
- больше всего понравилось…