Формы и методы интерактивного обучения
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс .
При оценке интерактивной работы отмечаются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. «Открытое пространство» (Open Space) — это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет индивидам и группам эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. Она очень проста и одновременно очень мудра, основываясь на естественных законах взаимодействия между людьми. Технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно обнаружить в менее открытых процессах. Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:
1. Все, кто пришли – это правильные люди (единственные, кто мог прийти).
2. Что бы ни случилось - это единственное, что может произойти.
3. Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества неуправляем).
4. Когда это закончится – тогда это закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго, как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Занятие может завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).
«Закон двух ног»
Если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научиться или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы использовать свои две ноги, чтобы перейти в другое место, где вы можете внести больший вклад.
«Кейс-метод» (разбор ситуаций) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Преимущества метода:
Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как «Свеча». По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
В заключение описания приемов интерактивного обучения и их классификации следует отметить, что четкой границы между ними нет: одно может плавно перетекать в другое. Представленные выше методы и их классификация может быть продолжена.
Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внешнее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внутреннем ученики через определенный промежуток времени меняются. Детям внутреннего круга предлагается по несколько карточек с заданиями.
Вот примеры использования данного приёма из практики. Так, например, на уроке русского языка по теме «Глагол и его грамматические признаки», ученики внутреннего круга создаются две группы учащихся, по 7 человек в каждой; учащиеся внутренней группы получили индивидуальные карточки, содержащие по одному вопросу;
- Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете о глаголе, и устно заполнить схему
Глагол – это часть речи, которая__________________
Глагол имеет:
три __________: ___, ___ и ____.
Глагол имеет:
два ________: ____ и _____.
На обдумывание ответов было 2 минуты; «карусель» начинает свое «движение» - ученики отвечали по кругу; в это время внешний круг слушал их ответы с тем, чтобы оценить их; учащиеся, не попавшие на «карусель», могли помочь своим товарищам отвечать на вопросы, но невербальным способом: жестами, мимикой.
На этом же уроке использовались приёмы «Сказочная пара» и «Почтальон» для деления учеников на пары и группы.
«Сказочные пары».
Учитель делит учащихся на пары с помощью игры. Детям предлагаются слова на полосках. Они должны вспомнить сказочных героев и объединиться по принципу «Сказочная пара» (Дед Мороз – Снегурочка, Дед – Бабка, Буратино – Мальвина, Чип – Дейл, Заяц – Волк, Шрек – Фиона, Ниф – Ниф, Наф – Наф, Нуф – Нуф и т.п.).
Игра «Почтальон».
Учитель раздаёт детям приглашения. Дети определяют куда их пригласили.
(моряки, корабль, острова, паруса, флажки – МОРЕ)
(пирожки, чай, салат, голубцы, хлеб – СТОЛОВАЯ)
(арена, клоун, мартышка, фокусник, акробат – ЦИРК)
- Придумать речёвку.
- Произнести хором, всей группой.
Учащиеся объединяются в группы (по характеру приглашения).
Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, на уроке 10 февраля на этапе актуализации знаний по теме «Глагол» мы предложили детям найти в классе карточки с глаголами в неопределённой форме (одной группе), с глаголами прошедшего времени (второй группе), с глаголами настоящего и будущего времени (третьей группе), при этом на столах, стенах, подоконниках, двери было развешено множество различных карточек с написанными словами (кстати, это были различные части речи). Каждая группа находит в классе свои слова, и доказывает устно свою правоту.
Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий.
Очень интересен приём ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли), заимствованный нами технологии развития критического мышления.
Учащиеся в «домашних группах» (ДГ) делятся (по номерам – 1,2,3,4) Затем расходятся в «экспертные группы». В «экспертных группах» по карточкам выполняют определённые задания, изучая тему. Затем возвращаются в «домашние группы» (ЭГ) и обучают участников группы своей теме.
Каждая ЭГ получает карточку с заданием для изучения определённой темы.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов – это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.
Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:
все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
ученики должны знать, что учитель верит в них;
учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности вцелом;
важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.
Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития обучающихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаем создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие социальных компетенций, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению предметных результатов обучения обучающихся.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому использование интерактивных методов в образовании и воспитании детей является обоснованным и своевременным.