Методическое объединение
«Методы и приемы технологии КСО как средство для формирования познавательной, коммуникативной компетентностей учащихся начальных классов»
Дубинина Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Емельяновская СОШ №3
Педсовет
ПРОТИВОРЕЧИЯ: 1) Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе 2) Отсутствие умения публично выступать , вести диалог , обосновывать свою точку зрения 3) Низкая мотивация к освоению новых знаний 4) Неумение следовать прочитанной инструкции/алгоритму 5) Неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием.
Основоположники теории КСО
Ривин А.Г. (1877-1944 г.)
Советский педагог новатор
Дьяченко В.К.
(1923-2008 г.)
современный теоретик
КСО
Мкртчян М. А.
1952 г.р.
Современный теоретик
КСО
Коллективная
Индивидуальная
Формы обучения
Парная
Групповая
ФГОС НОО :
- Главная задача КСО : научить каждого своего ученика мастерству преподавания.
- Главная педагогическая идея заключается в том, чтобы научить детей общению друг с другом в процессе обучения.
Среди метапредметных результатов необходимо
«развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
Технология КСО позволяет развивать следующие УУД:
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Работая по системе КСО, школьники овладевают умениями самостоятельно организовывать свою учебную деятельность на каждом этапе обучения от объяснения нового материала до итоговых проверочных работ.
Коммуникативные УУД
Дают самооценку деятельности , вырабатывают самостоятельно критерии оценивания.
Технология КСО нацеливает учащихся на самостоятельное определение уровня усвоения темы , планирования своей работы по изучению незнакомого материала, круга своего незнания, коррекции знаний. Учатся передавать информацию, как в устной, так и в письменной форме, преобразовывая ее в виде схем, моделей, плана, кратких сообщений, при этом самостоятельно, выбирая источник информации.
Технология КСО помогает приобрести умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. Коллективная деятельность вырабатывает взаимную ответственность за результаты работы, «учитель» отвечает за оценку «ученика».
Приемы и методы технологии КСО
*Взаимные диктанты в парах сменного состава
*Взаимотренаж
*Разучивание стихотворений в парах сменного состава
*Работа в парах сменного состава по карточкам
*Взаимообмен заданиями (ВОЗ)
*Методика работы по вопросникам
*Методика А. Г. Ривина
«Взаимные диктанты»
Ученик 1
Ученик 2
Диктует текст
Записывает текст
Карточка № 1
1. Папа купил часы.
2. Часы висели на стене.
3. Весна пришла рано.
Карточка № 2
1. На опушке леса ст...ит дом л...сника.
2. В...сной д...твора сажает цв...ты.
3. В школьном с...ду созр...вает урожай яблок.
Метод «Взаимные диктанты» помогает решить следующие задачи:
- общение учащихся друг с другом;
- повышение мотивации к предмету;
- формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений.
«Взаимотренаж»
Ученик 2
Отвечает устно или письменно на вопрос по карточке напарника
Ученик 1
Задаёт вопрос по карточке своему напарнику
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
Шаг 1. Получи карточку.
Шаг 2 . Продиктуй напарнику первый вопрос своей карточки .
Шаг 3. Выслушай ответ напарника
Шаг 4. Сверь ответ по своей карточке
Шаг 5. Если ответ правильный продиктуй второй вопрос.
!!! Если ответ не правильный, предложи товарищу еще раз ответить на вопрос.
!!! Если напарник ошибся несколько раз, скажи ему правильный ответ, а затем переходи к следующему вопросу.
Шаг 6. Когда проработаешь все вопросы своей карточки, поменяйся с напарником ролями.
Шаг 7 .Выслушай вопросы напарника, ответь на них.
Шаг 8. Когда все вопросы продиктованы, оцени работу товарища и поменяй напарника
ЛИСТ ОЦЕНКИ ОТВЕТА
№ 1
Козлов Глеб
№ 2
+
№ 3
+
-
№ 4
№ 5
+
№ 6
-
+
№ 7
+
+
№ 8
№ 9
-
№ 10
+
+
+
«+» - ответ правильный, полный
«±» - ответ правильный, но не полный
«‒» - ответить не смог, обращался к странице учебника, потребовалась доработка
*Методика «Взаимотренаж» позволяет сформировать взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
*Способствует повышению качества знаний по предмету.
*Формирование коммуникативных навыков у обучающихся.
Методика Ривена
*Вместе обсуждают заголовок абзаца 1 текста Ученика №1
*Ученик №2 записывает заголовок абзаца в тетрадь Ученика №1
Ученик №1 читает напарнику абзац 1 своего текста
Ученики в паре меняются ролями
Инструкция для ученика
Шаг 1. Прочитай текст.
Шаг 2. Напиши в тетрадь номер и название текста.
Шаг 3. Найди напарника и договорись, кто из вас будет первым, а кто — вторым.
Шаг 4. Прочитай вслух абзац. Пусть твой напарник следит, пока ты читаешь.
Шаг 5. Укажи, о чем говорится в абзаце, и предложи название. Если напарник согласен с твоим мнением, пусть он запишет название абзаца в твоей тетради, а рядом — свою фамилию.
Шаг 6. Если есть необходимость, выпиши из абзаца слова или символы, которое необходимо запомнить (например, термин или формулу).
Шаг 7. Внимательно выслушай своего напарника и помоги ему озаглавить его абзац. Напиши название и свою фамилию в его тетрадь.
Шаг 8. Поблагодари напарника, найди следующего.
Шаг 9. Решите с ним, кто будет первым.
Шаг 10. Перескажи новому напарнику первый абзац.
Шаг 11. Повторяй все действия, начиная с п. 5, пока не закончишь работу над текстом.
Шаг 12. Перескажи текст своим товарищам с начала до конца, при необходимости пользуйся своим планом.
Тетрадь для работы с текстами
Название текста
Название пункта плана
Запомнить (термины, формулы и т.п.)
Слушал (фамилия напарника)
Методика Ривина позволяет решать целый ряд проблем.
- Развивает коммуникативные навыки.
- Учит вычленять самое главное и определять микротемы.
- Материал хорошо запоминается, ведь он излагался несколько раз.
- Каждый последующий текст воспринимается еще быстрее и лучше, ведь ученик его уже слышал.
- Помогает научиться пересказывать кратко, своими словами.
- Формирует способность взаимодействовать с любым членом коллектива; учит вежливому, корректному отношению к партнеру.
- Вырабатывает навыки делового общения .
- Дает возможность каждому ученику работать в комфортном для него темпе , снимает чувство тревоги.
- Очень значительно повышает навыки осмысленного чтения.
Результаты применения технологии КСО
Предмет
1четверть
Математика
Успеваемость
Русский язык
96%
2 четверть
Качество
71%
Успеваемость
96%
Литературное чтение
Качество
96%
100%
72%
92%
80%
97%
83%
100%
93%
Технология КСО обладает целым рядом достоинств: * активность каждого ученика в постижении, передаче знаний в процессе обучения; *возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого; *сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль; *демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь. Таким образом, КСО превращает школьников в субъектов самообразования и самовоспитания. Процесс обучения становиться более привлекательным для учащихся, возрастает его эффективность.
Список используемой литературы: 1. Брейтерман М. Оргдиалог А. Ривина // Частная школа. – 1995. - № 6. 6. 2. Дьяченко В. К. Обучение по способностям // Народное образование. - 1994. - № 2-3. 3. Дьяченко В. К. Организационные формы обучения и их развитие // Советская педагогика. -1985. - № 9. 4. Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60. 5. Сафонова Е. Раз абзац, два абзац: методика А.Г. Ривина сто лет спустя. Способ организации парной работы в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/6582_metodika_rivina_chto_takoe, 27.07.2017
Спасибо за внимание!