Формы контроля и оценки знаний учащихся
на уроках русского языка и литературы
Мониторинг качества образования по русскому языку и литературе предполагает широкое применение разнообразных форм контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся, поэтому, например, на уроках в 11 классе много внимания уделяю сочинениям, опираясь на известное высказывание Канта «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».
В соответствии с ФГОС на уроках использую содержательное оценивание учебных достижений. Широко применяю приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. При классификации ошибок в письменных работах использую такой прием: класс делится на группы, каждая группа получает, например, сочинение на исправление ошибок. Выполнив работу, сверяются с учителем. 2 этап - раздаю разные сочинения. 3 этап - каждому ученику даю отдельное сочинение. Ученики осваивают способы определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею». Механизмом управления является создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно-познавательной деятельностью. В связи с возможным введением в итоговую аттестацию устной части по русскому языку текущий контроль провожу по разделам «Говорение», «Письмо», «Чтение» из открытого банка оценочных средств по русскому языку ФИПИ.
Изменения системы оценивания образовательных результатов направлены на то, чтобы ученики не боялись проверочных работ, не боялись допускать ошибки. Ученик относится к проверочной работе, прежде всего, как к возможности проверить свои знания, выяснить, что он знает и умеет делать хорошо, а в чем испытывает затруднения. Главным для меня при оценке учащегося является определение степени индивидуального продвижения ребенка в системе саморазвития, а не сравнивание его результатов с результатами других детей. Для этого необходимо обучать детей навыкам самостоятельной познавательной деятельности. Это порождает необходимость включения в систему оценки учебных достижений самоконтроль и содержательную оценку учащихся. Поощряю устные ответы детей, особенно в процессе выполнения творческих заданий, при высказывании детьми собственного мнения, выдвижения гипотез, участия в поисковой деятельности.
Есть множество способов проведения формирующего оценивания учащихся. Например, интерес вызывает у учащихся «Лестница успешности».
Привожу пример рабочего листа к уроку исследования личности главного героя по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».
Учащиеся получают задание:
Дайте характеристику герою рассказа И. Тургенева «Бирюк» по следующим критериям:
Портрет (внешность, одежда)
Род занятий, обязанности:
Поведение, поступки:
Обстановка в доме:
Выводы (какой перед нами герой?):
Оцените собственную работу, поставив знак О на одной из ступеней «Лестницы успешности» (Ступени лестницы - это критерии оценки: правильность, полнота содержания, убедительность (доказательность), наличие примеров, грамотность и выразительность речи, работа всех членов команды):
Оцените работу команды-соперника по пятибалльной системе.
Подведение итогов урока как отдельный этап должен стать этапом рефлексии. В дополнение к этому каждый ученик может оценить свою работу на уроке по заданным критериям. Учащиеся соотносят итоги урока с намеченным планом и определяют, выполнен ли план, анализируют меру собственного продвижения к цели.
В соответствии с идеями ФГОС выделяют три вида планируемых результатов обучения: предметные, метапредметные и личностные результаты. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат.
Входная диагностика, промежуточная и итоговая (в конце года) оцениваются по уровням. Каждый уровень соответствует определенной отметке по пятибалльной системе. Данные заносятся в таблицы. По данным таблицам я могу проанализировать динамику индивидуального роста каждого ученика по овладению предметными результатами.
№ | ФИ учащегося | Входная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
| | орфографическая и пунктуационная грамотность | грамматические задания | орфографическая и пунктуационная грамотность | грамматические задания | орфографическая и пунктуационная грамотность | грамматические задания |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Задания на уроке формулируем таким образом, чтобы ребенок не только получил определенные знания по предмету, но и смог ими пользоваться в жизненных ситуациях, т. е. задания, которые требуют от ученика преимущественно познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные, а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.
Алгоритм самооценки ученика:
Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с ошибкой? С какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
У детей есть листочки с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.
Метапредметные
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Предметные
Я могу…
Я умею…
Я знаю…
Я выполняю…
Я способен…
Я применяю…
Я использую…
Я стремлюсь…
Я стараюсь…
Привожу пример роста некоторых учащихся благодаря критериальному и формирующему оцениванию.
ФИО уч-ся, класс | Русский язык |
Входная диагностика | I четверть | II четверть | Промежуточная диагностика | III четверть | Выходная диагностика | IV четверть | год |
Кузьмина Елена, 8 б кл. | 3/3 | 3 | 3 | 4/3 | 4 | 4/4 | 4 | 4 |
Рыбаченко Анастасия, 8 б кл. | 4/4 | 4 | 5 | 5/4 | 5 | 5/5 | 5 | 5 |
Болонев Данил,8б кл. | 2/3 | 3 | 3 | 3/4 | 3 | 4/3 | 4 | 3 |