ТЕМА 2.1. Формы организации декоративно-прикладной деятельности с детьми дошкольного возраста
План
Декоративно-прикладное искусство. Его виды.
Формы обучения детей изобразительной деятельности в кружке.
Классификация и характеристика занятий
Структура занятия в зависимости от его типа, вида
Декоративно-прикладное искусство. Его виды.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
К основным видам декоративно-прикладного искусства относятся:
Искусная обработка металла (чеканка, гравировка, литье, ковка, филигрань).
Плетение (из ниток, стеблей, коры и волокон растений, бисера, бамбука, лозы, бересты, прутьев, а также вязание).
Ткачество (изготовление на ткацких станках одежды, ковров, шпалер, одеял, поясов, скатертей).
Шитье (золотное, лоскутное, квилтинг, цветоделие).
Вышивание (украшение предметов одежды и декора узорами из разноцветных нитей).
Аппликация (наклеивание на основу кусочков различных материалов).
Инкрустация (интарсия, маркетри и мозаика).
Валяние (изготовление предметов быта и декора из натуральной шерсти). Выжигание (по дереву или ткани).
Резьба (по дереву, камню, кости).
Красочная роспись (по керамическим, металлическим, деревянным, стеклянным, фарфоровым поверхностям).
Авторская обработка кожи.
Лепка из глины, воска, гипса и других пластичных материалов.
Оригами и киригами (искусство складывания и вырезания фигур из бумаги).
Скрапбукинг (оформление альбомов путем наклеивания на страницы вырезок из газет или журналов, фотографий и рисунков).
Формы обучения детей изобразительной деятельности в кружке
В дошкольном учреждении используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм обучения:
Фронтальные занятия
Индивидуальные занятия (вышивка, плетение)
Экскурсии в природу, музей
Тематические прогулки (проводятся с целью ознакомления с окружающим, формирования умения вести наблюдения)
Посещение выставок (проводится с целью ознакомления с изобразительным искусством)
Развлечения, досуги, инсценировки сказок
Викторины (проводятся с целью закрепления пройденного материала)
Проведение праздников (проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей)
В практике работы по организации изобразительной деятельности различают комплексные и интегрированные занятия.
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Одной из форм организации изобразительной деятельности являются тематические вечера и развлечения, посвященные художникам. Они обогащают детей новыми впечатлениями, закрепляют их умения в художественной деятельности, развивают инициативу, формируют художественный вкус. Планируются развлечения примерно раз в месяц, с учетом возможностей, интересов детей.
К нетрадиционным формам организации изобразительной деятельности относятся кружковая и студийная работа. Проблема организации кружковой и студийной работы в УДО рассматривалась многими исследователями: С.Л.Новоселовой, Е.И.Касаткиной, Л.Г.Савенковой, Т.С.Комаровой, С.К.Кожохиной, Б.М.Неменским и др.
Классификация и характеристика занятий
Различают три типа занятий познавательной деятельности (Г.Г.Григорьева):
занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения (или освоение нового программного материала). Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель обращает внимание детей на решение учебных задач;
занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на познание и формирование при этом обобщенных, вариативных знаний, умений. Основная цель этих занятий – закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях. Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным.
творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и независимы в разработке и реализации замыслов. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ. Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.
Виды занятий
Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения.
По содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация).
По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.
По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности (Н.П.Сакулина, Р.Г.Казакова, Л.А.Раева).
По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу») (В.Б.Косминская)
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.
Занятие в учреждении дополнительного образования и в УДО представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог внимательно изучает:
-учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
-согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
-определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
-определяются тип и структура занятия;
-его тема, цель, задачи.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
ведущие виды деятельности участников занятия;
структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
приемы управления вниманием, активизация детей;
типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
образцы корректирующих упражнений;
приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Домашнее задание
повторить тему «Занятие как основная форма обучения детей изобразительной деятельности» по учебному предмету «Методика обучения изобразительной деятельности» (структура проведения занятия по изобразительной деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности определения и формулировки задач занятия)
Изучить структуру занятия в кружках, студиях учреждений дополнительного образования.
Источники:
Декоративно-прикладное искусство — бесценное творческое наследие древних мастеров прошлого – Режим доступа: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo– Дата доступа: 16.02.2023
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие / Т.С. Комарова [и др.]; под ред. Т.С. Комаровой. 3-е изд., дораб. М., 1991.
Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г.Григорьева - М.: Академия, 2000. – 344 с.