Урок русского языка в 9 классе Тема: «Функции знаков препинания»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Ворот-Онгойская ООШ Батуева В.А.
Функция (лингв.) - назначение, роль языковой единицы или языковой структуры
И.С.Тургенев «Записки охотника» (отрывок):
Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом
И.С.Тургенев «Записки охотника» (отрывок):
Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме . З а недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед . С мотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием , в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков . Я раза три уже принимался пить чай , несколько раз пытался заснуть , прочел все надписи на окнах . С холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса . В друг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом .
- Пунктуация - это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.
Перед вами притча А.Каневского «О пользе знаков препинания». Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?
Человек потерял _________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял ____________________и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял _______________________и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял __________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только ___________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до _______.
Берегите знаки препинания!
Перед вами притча А.Каневского «О пользе знаков препинания». Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?
Человек потерял запятую , стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки .
Берегите знаки препинания!
Функции знаков препинания
Разделительная
Выделительная
. , ; : - ! ? …
« » ( ) ,, - -
Абзацы, предложения, однородные члены предложения, части сложного предложения
Обособленные члены предложения, обращения, придаточные части внутри СП, вставные и вводные конструкции, междометия, прямая речь
-Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений
- 1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу. 9). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 10). Девушка перевела через дорогу старушку, которая попросила её об этом и убежала на дискотеку.
Задание: Вариант 1: найдите в тексте разделительные знаки препинания, определите их грамматическую функцию; Вариант 2: найдите в тексте выделительные знаки и определите их грамматическую функцию.
- Я стоял на вершине плоского холма; передо мной то золотом, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю, не струился душный воздух: назревала гроза великая.
- «Ну, скорей же, скорей! – думалось мне. – Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!» И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха. (по И.С.Тургеневу)
Берестяная грамота о покупке рабыни
Одиночные знаки препинания разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки препинания выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.
«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К.Г.Паустовский
Отрывок из пьесы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» в переводе Т.Л.Щепкиной-Куперник
Входит Пигва , он же Пролог.
Пролог:
- Не думайте. Коль мы не угодим,
Что может быть. У нас желанья мало
Искусством скромным вас занять своим.
Вот нашего конца сейчас начало.
Мы не жалеем своего труда
Вас оскорбить. Не входит в наши цели
Вас развлекать. Явились мы сюда
Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,
Актеры здесь. Их стоит показать,
Чтоб вы узнали все, что надо знать.
Мы не жалеем своего труда.
Вас оскорбить не входит в наши цели.
Вас развлекать явились мы сюда
Не с тем, чтоб вы об этом пожалели.
Актеры здесь. Их стоит показать,
Чтоб вы узнали все, что надо знать.
- Встречай на вокзале мать сестру брата своего товарища.
Лингвистический эксперимент
- Я вас любил любовь ещё быть может
В душе моей угасла не совсем (А.С.Пушкин)
- Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем… (А.С.Пушкин)
- Я Вас любил. Любовь ещё - быть может.
Но ей не быть.
- Я - Вас любил. Любовь - ещё быть может.
Не вас, не к вам.
Задания на определение выразительной функции знаков препинания
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня ( )
Тяжело мне, замирают ноги ( )
Друг мой милый, видишь ли меня ( )
И.С.Тургенев
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня …
Тяжело мне, замирают ноги …
Друг мой милый, видишь ли меня?
Т.Толстая
- На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?
- «Знаки препинания служат нотами при чтении». (А.П.Чехов)
- «Знаки ставятся по силе разума и его расположению к союзам». (М.В.Ломоносов)
- «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов». ( В.Набоков)
- «Тире – знак отчаяния». (А.М.Пешковский)
Функции знаков препинания
- 1. Разделительная;
- 2. Выделительная;
- 3. Эмоционально-экспрессивная;
- 4. Смыслоразличительная.
Домашнее задание:
- Написать мини-сочинение или мини-исследование «Знаки препинания в повседневном общении» (Интернет, средства мобильной связи)