СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по теме: "Функциональная грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему: "Функциональная грамотность".

Просмотр содержимого документа
«Реферат по теме: "Функциональная грамотность"»

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО,  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. применять свои знания, умения и навыки на практике.

Английский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. 

Итак, вернемся к определению функциональной грамотности.

Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Таким образом, в строгом значении слова функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни («социальная практика работы с текстом»). Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. 

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Как определить, обладает ли человек функциональной грамотность?

Столкнувшись с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности  и формирования функциональной грамотности.

А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Итак, функционально грамотная личность - это человек,

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

   Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

  Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

   Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

  Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

   Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

   Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

  Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Согласно Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения - «взращивание функционально грамотной личности», обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь и др. Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия.

Но, говоря о функциональной грамотности, нельзя не ввести понятия «компетенция//компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения.

Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности. При этом ключевые компетенции не противопоставляются традиционным ЗУН, но, тем не менее, понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования. 

Принципиально важная позиция, сформулированная в ФГОС: приоритетным становится личностный результат обучающегося. А раз так, то для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл.  Итак, личность - это субъект деятельности. А «учение через деятельность» (Д. Дьюи) - основополагающий принцип ФГОС 2 поколения. Напомним основные принципы системы Д. Дьюи: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Именно поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения. 

Этому во многом способствуют открытые образовательные технологии, уже прочно вошедшие в практику работы школы, и обучающие структуры (Сингапурские технологии), создающие безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду и др. Именно в технологии заключен теоретико-практический инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

 

        При составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют?

         Л.Рождественская И.Логвина отмечают, что в исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: 1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); 2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; 3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; 4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; 5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.  
        Один из первых уровней понимания текста - поиск в тексте конкретной информации. 

        Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются  задания на выбор альтернатив верно/неверно. Такие задания могут пригодиться для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента «верно-неверно», и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте.
Но может быть и более дальновидное использование заданий типа «верно-неверно». Например, можно предложить ученикам самим обработать текст, применив этот инструмент. 
        Формулировки заданий на выбор альтернатив могут быть следующими:

1.Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту.

2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.

3. Какое из утверждений соответствует тексту?

4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.

        В целом же типология заданий, развивающих данное умение, разнообразна и может быть представлена на уроке следующими видами заданий:

1.Задания, требующие привлечения дополнительной информации или, наоборот, содержащие избыточную информацию.

2.Комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

3.Разные форматы ответа в одном задании.

4.Ограниченность времени выполнения задания.

5. «Нехватка» данных в условии.

6. Интерпретация диаграмм.

       При составлении заданий на функциональное чтение автор опирается на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Взаимосвязь способов формулирования заданий, направленных на достижение той или иной учебной цели, отражена в таблице 1. 

 Таблица 1.

Взаимосвязь способов формулирования заданий, направленных на достижение той или иной учебной цели при составлении заданий на функциональную грамотность 

Уровни учебных целей

Показатель  категории

Конкретные действия обучаемых, свидетельствующие о достижении данного уровня 

Глаголы-опоры таксономии Блума, используемые в заданиях

1. Знание

запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 

определи, запомни, запиши, составь список

 

2. Понимание

преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий

- объясняет факты, правила, принципы; 
— преобразует словесный материал в математические выражения; 
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 

объясни, обсуди, сформулируй, опиши, повтори

 

3. Применение 

умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; 
— использует понятия и принципы в новых ситуациях. 

возьми интервью, драматизируй, покажи, вырази, опубликуй

4. Анализ 

умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

- вычленяет части целого; 
— выявляет взаимосвязи между ними; 
— определяет принципы организации целого; 
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения; 
— проводит различие между фактами и следствиями; 
— оценивает значимость данных.

интерпретируй, сравни, исследуй, задай вопросы, выстрой, сделай обзор

 

 

 

5. Синтез

умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; 
— предлагает план проведения эксперимента или других действий; 
— составляет схемы задачи.

создай, составь, представь, спрогнозируй, придумай

 

6. Оценка

умение оценивать значение того или иного материала

оценивает логику построения письменного текста; 
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным; 
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

сделай вывод, заключение, оцени, предположи, исправь, спрогнозируй, отредактируй.

 

Кроме того необходимо соблюдать ряд других правил (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Каконы и табу при составлении заданий на функциональное чтение 

Каноны/что можно и нужно учитывать?

Табу/чего нельзя делать?

Вопросы, предполагающие нижние уровни пирамиды Блума), строятся на основе  текста. Вопросы более высоких уровней  могут основываться  и  на фоновых знаниях.

При составлении заданий  (нижние уровни пирамиды Блума) опасен выход за фактический материал текста. Формулировки заданий, предполагающие такой выход, должны быть тщательно выверены.

Задания должны быть пронумерованы.

Неточная формулировка задания.

Чёткая, пошаговая инструкция.

Запутанная инструкция.

 

Отсутствие места и формы для ответа

Оформление текста должно быть привлекательным, но не отвлекающим внимание от текста.

В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как).

Шрифт должен быть легко читаемым

Нельзя допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки

Иллюстрации не  отвлекают.

Количество слов в тексте не должно превышать допустимые нормы.

Задания к тексту должны быть оформлены корректно: предполагаются места для ответов

 

Должно быть достаточно места для ответов.

Вопросы, у которых могут быть несколько ответов.

Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности (ответь.., заполни.., соотнеси.., предложи.. )

Однообразные задания

Задания должны соответствовать цели

 

         При отборе же текстов автор руководствуется следующими критериями: актуальность текста для учащихся; учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста); наличие новой (для учащихся) информации; наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.; наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и мнений».

         К отличительным особенностям тестов на проверку функционального чтения относят : большой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.

        Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

1.Текст должен быть ученику интересен.

2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.

3.Текст должен развивать кругозор.

4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

6.Уровень трудности  текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст

7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.

8. Объем текста не должен превышать норму.

9.Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.

10.Текст должен быть структурирован.

11.В тексте не должно быть ошибок.

         Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.) Однако, оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.         

        Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.

        Рассмотрим примеры.

         Задание 1: Изучи текст, определи правильность / неправильность утверждений (рис.1.)

            

               

 Рис.1. Пример несплошного текста (входной билет в музей). 

1. You can visit the Kremlin every day.

2. It starts to achieve visitors at 9 o’clock.

3. The last tourist can go out this museum at 17.00.

4. The ticket can be booked on-line.

5. This ticket was sold in June.

6. It was sold by a man.

7. The tourist who had this ticket was in Moscow in 2013.

8. The visitor was in this museum in the morning.

9. More than 2 people could use this ticket.

Задание 2.1. Прочитай текст «The Tretyakov Gallery, Lavrushinsky lane» (рис.2.)

    

Рис.2. Рекламный проспект

Продолжи фразы:

1) Этот текст (о чем?)

2) Он мог бы быть интересен (кому?)..................................................................

3) Он мог бы называться (предложи 2-3 варианта названия):................................................................................................

        Задание 2.2.    

1)Прочитай текст. Подчеркни в тексте понятия, которые характеризуют «the Gallery collection».

2)Составь кластер характеристик «Russian art».

3) Выпиши 3-4 (наиболее важных, на твой взгляд) словосочетания.

4) Выбери правильный вариант ответа, согласно тексту:

1. Works of the art are a) beautiful

                                     b) ranging in order of their age

                                     c) ranging here

2. The famous «Holy Trinity»  is  a) written in 16 th C.

                                                     b) an old icon of the 14 th C.

                                                           c) one part of the world’s best collection of Russian icons.

3. The St.Nicolas Church is    a) located in Krymsky Val

                                                b) the place where you can see «Our Lady of Vladimir»

                                                с) open every day.

5) То, о чем не сообщается в тексте, отметь «галочкой» / На какие вопросы ты сможешь ответить?
1. When was the gallery formed?

2. What are the best examples of Russian Sculpture displayed through out the museum rooms?

3. Where are Russian orthodox services held?

4. Who is it named after?

5. Ii its collection small?

6. Who are tours through out the church guided by?

7. Is the gallery equal to the requirements for disabled people?

6) Ответьнавопросы:

1. What kind of art does The State Tretyakov Gallery display?

2. What are its rarities made of?

3. Where is this gallery located?

4. What works of the art are displayed here?

5. What is the famous Russian icon written in the 15 th C.?

Добавьте свой вопрос.

7) Запиши информацию, которая показалась бы тебе...

  1. необычной,

  2. интересной,

  3. полезной.

8) Составь макет входного билета в музей.

9) Составь задания к тексту «TheTretyakovGallery, KrymskyVal» (рис.2.).

         Следующий уровень понимания текста характеризуется уровнем развития речи, продуктивностью ассоциаций и процессов понимания [2].

        Одним из типовых заданий, направленных на достижение такого уровня текста,

является «текст  с пропусками».
Несмотря на то, ход выполнения заданий к подобно рода тексту прост – ученику предлагается вписать в каждый пропуск одно или несколько слов так, что­бы в целом получался связный рассказ – «использование текстов с ошибками и пропусками слов сочетает в себе элементы игры и исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, актуализировать ту информацию, которая наиболее важна, развивает навыки самостоятельной работы, развивает умения применять полученные знания на практике» [1].

        Рассмотрим пример текста, сочетающего в себе два типа теста (сплошной и несплошной).

        Задание 3. Изучи информацию (рис.3.) и заполни пропуски в тексте.

 

 Рис.3. Рекламный проспект. 

1. The Tretyakov Gallery represents 19-20 century Russian art.

2. It is located in the historic centre of the Russian capital on 10, Lavrushinsky lane, next to metro stations “Tretyakovskaya” and “Novokuznetskaya”.

3. The visitors can enjoy the treasure of Russian fine art every day, except Monday.

4. The museum opens its doors at 10 o’clock.

5. Tthere are some ways to book the tickets.

6. Both buildings are equal to the requirements for disabled people: there are escalators or elevators.

7. If you don’t speak Russian, it doesn’t matter: audio-guides in different languages are for your disposition.

8. The best examples of Russian art are held here: through out the museum rooms you can see about 160 000  works of art.

9. You can buy some souvenirs for your friends and relatives.

       Задания открытой формы являются для учеников более трудными. Их можно подразделить на задания 1) с дополнением (ученик дополняет содержание своей информацией – одно/два-три слова); 2) в виде свободного изложения (значительно больший объем вводимой информации). В заданиях свободного изложения почти нет никаких ограничений, касающихся выполнения задания [3, 51].
       Тексты с ошибками можно использовать в качестве материала для повторения пройденного, при подготовке к различным конкурсам и олимпиадам, к итоговой аттестации.

1.При изучении новой темы (вставьте пропущенные слова / словосочетания / устойчивые сочетания / фразовые глаголы, восстановите последовательность событий, найдите ошибки и т.п.).

2.При повторении пройденного.

3.При закреплении изученного материала.

4.При контроле знаний.

5.При организации творческой деятельности учащихся (Придумай задание другу).

6.При подготовке к различным конкурсам и олимпиадам, к итоговой аттестации.

       Задания могут предлагаться ученикам дифференцированно: от простого – формулирование предложений близко к содержанию текста и разнится несколькими словами, до сложного – смысл передаётся другими словами.

       Методика работы может быть самой различной: самостоятельная работа (работа в парах, группах) в классе как способ самостоятельного добывания знаний, коллективная работа под руководством учителя, можно использовать в качестве проверки ЗУН по изученной теме или можно использовать в качестве домашнего задания.
Приемы могут быть различными: РАФТ, фиш-боун, эссе, шесть умных шляп, вершина,техника аквариума,«Брейнсторминг»; стратегии синквейн, роунд-робин, кластер, телеграмма и т.д.