СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность сегодня один из главных показателей качества образования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность сегодня один из главных показателей качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому у российских школ стоит задача: научить детей ориентироваться в этой информации

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность сегодня один из главных показателей качества образования.»

Функциональная грамотность сегодня один из главных показателей качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому у российских школ стоит задача: научить детей ориентироваться в этой информации. Если раньше одним из главных показателей успешности была скорость и техника чтения, то сейчас - качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. В настоящее время мы, современные школьники, часто слышим сочетание «Читательская грамотность». Что такое читательская грамотность? Зачем нужна читательская грамотность? Как сформировать её у нас, современных школьников?  Почему появилось это понятие и с чем оно связано? Как можно оценить читательскую грамотность? Ответы на все эти вопросы можно найти в исследованиях PISA (Мониторинг качество образования).

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  По результатам исследований PISA Россия занимает 31 место по читательской грамотности. Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Он должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы мы, учащиеся смогли проявить следующие умения:

 

 

 

1. Найти текст и извлечь информацию из текста.

2. Интегрировать и интерпретировать прочитанное.

3. Осмыслить прочитанный текст, оценить, проанализировать содержащуюся в нём информацию. Исследования также показали, что хуже всего ситуация с чтением обстоит у учащихся 5-9 классов.  Если в младшей школе дети еще читают с удовольствием, то к 15 годам о любви к книге говорят очень мало.  Отчасти вина за отсутствие у детей любви к чтению лежит на их семье. Оказывается, что ребята, чьи родители читают им в детстве, учатся успешнее остальных сверстников.  Раннее приобретение языковых навыков улучшает успеваемость учащихся в школе.                                                                      Давно доказано, что дети, которые много читают, развиваются быстрее своих сверстников, у них лучше развиты память и интеллект. Конечно, бесконечные изменения   в нашем образовании тоже отражаются на чтении школьников. Из-за постоянных изменений в программе детям приходится все больше читать «для дела», а для книг для души зачастую просто не хватает сил и времени. И чем старше ребенок, тем большая нагрузка на него ложится в школе…

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Например, невозможно решить задачу по математике, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим предметам начинается с текста, требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями, качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы и т.д.                                                                    

 

 

 

В исследовании качества образования также определены несколько уровней функциональной грамотности:

1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;

 2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;                                                                            3-4уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;                                                                                           5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.                                                                                                 Наша школа, как и все школы России принимает участие в ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. А теперь еще и PISA. Что же можно сделать? Наши педагоги решили уделить особое внимание развитию читательской грамотности. Конечно, они и раньше работали с нами по текстам: анализировали, сравнивали, определяли основную мысль, делали выводы на основе прочитанного и др. Но работали мы в основном с художественными, научными, публицистическими текстами. А в обычной жизни мы встречаемся с разными видами текста: буклеты, брошюры, сайты, таблицы, диаграммы и прочее. А извлекать необходимую информацию из них не умеем. Наш учитель по русскому языку провел эксперимент с нами, учащимися 8 класса. На уроке русского языка мы знакомились с сайтом ФИПИ. Результат: многие из нас совершенно не умеют ориентироваться на странице сайта. Чтобы повторить тему «Морфология» по русскому языку при подготовке к ОГЭ, нам потребовалась около 15 минут, чтобы найти задание на сайте ФИПИ. Это - проблема.

 

 

 

Решили: необходимо на урочной и внеурочной деятельности работать с самыми разными видами текста.

Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, не сплошные и смешанные. К сплошным относятся художественные и научные тексты, журнальные и газетные статьи. К не сплошным - таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги. Смешанные тексты – это веб-страницы, инфографика, объявление и др. Далее будем учится анализировать не только литературные тексты, но и таблицы, графики и др. Сложнее всего нам даются не сплошные и смешанные тексты. Сейчас мы формируем банк заданий, направленных на формирование читательской грамотности: подбираем тексты всех видов, разрабатываем вопросы и апробируем на занятиях урочной и внеурочной деятельности.  Как отбираются тексты для определения читательской грамотности:

1. Тексты разных видов, позволяющие осуществлять поиск и отбор информации, сопоставлять информацию из разных источников, делать выводы на основе текстов и собственного опыта.

2. Тексты, с которыми учащиеся встречаются чаще всего в повседневной жизни: буклеты, статьи из научной литературы, страницы интернет-сайтов и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.                                                                 

 

Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.