Расписание уроков является одним из основных элементов учебного режима. Правильно составленное расписание отодвигает умственное утомление на конец рабочего дня и учебной недели, предупреждает появление переутомления.
К расписанию уроков предъявляется ряд гигиенических требований. Одним из основных является строгое регламентирование количества уроков в течение учебного дня и учебной недели в зависимости от возраста учащихся. В течение учебного дня у младших школьников должно быть не больше 4 ч занятий.
Другим основным гигиеническим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели. В течение учебного дня умственная работоспособность школьников увеличивается от первого ко второму-третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников работоспособность начинает снижаться. Если вводится пятый урок у младших школьников, то на них работоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком.
Исследования показали, что наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов на первых — вторых уроках. Именно эти уроки следует отводить для проведения контрольных работ и занятий теми предметами, которые требуют от учащихся напряженного внимания. Выполнение контрольных работ на последних уроках приводит к значительному снижению их качества (большое количества описок, пропусков букв, недописанные слова, ошибки в вычислениях), ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеяно.
В связи с этим учебный день учащихся строго регламентируют исходя из действующей недельной учебной нагрузки. Предельная учебная нагрузка учащихся установлена: в 1-3-х классах 24 ч.
Исследованиями установлено, что возбуждение клеток коры головного мозга, обусловленное длительным действием определенного раздражителя или комплекса раздражителей, сменяется последующим торможением, что выражается в угасании условных рефлексов. Отсюда нерационально вести подряд два урока с одним и тем же содержанием занятий. Такое сдваивание уроков приводит к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки ручного труда и физической культуры. После этих уроков повышается работоспособность учащихся, увеличивается количество и улучшается качество выполняемой работы. Вот почему гигиенически правильнее этим предметам отводить третьи часы занятий в 1—4-х классах.
Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга.
Показано, что к наименьшему снижению работоспособности младших школьников приводит чередование уроков по схеме: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. Письмо и чтение — основные виды работы учащихся. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, особенно зрительного и двигательного анализаторов. Длительное выполнение упражнений по письму, когда, например, следуют друг за другом уроки русского языка и математики, приводит к существенному утомлению детей на третьем и четвертом уроке. Ухудшение работоспособности становится еще более резким, если учитель не учитывает наиболее эффективную продолжительность непрерывного письма и чтения детей 7-9 лет.
В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки (математика, иностранный язык, русский язык) ставить вторым или третьим уроком. Уроки труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства надо ставить у младших школьников третьим уроком. В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. Как исключение разрешено проводить сдвоенные уроки труда. Однако и их полезнее проводить два раза в неделю по 1 ч. Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скопились уроки, требующие много времени для выполнения домашних заданий.
Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник (105%) и в среду (109%) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работоспособность начинает снижаться (96%), в пятницу она еще меньше (95%) и в субботу самая низкая (94%). Таким образом, суббота и понедельник являются днями сравнительно низкой работоспособности учащихся. В эти дни у них наблюдается замедление темпа работы и увеличение количества ошибок и описок. Снижение работоспособности в субботу объясняется значительным утомлением учащихся в конце учебной недели. Относительно же низкая работоспособность учащихся в понедельник находится в прямой связи с так называемой врабатываемостью — постепенным включением организма в работу после более или менее продолжительного перерыва в ней.
Из сказанного можно сделать вывод, что в режиме занятий на субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов и преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения.
При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
Распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.
Рационально составленное на всю учебную неделю расписание дает возможность избежать концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам.
Гигиеническую оценку расписания уроков проводят в следующем порядке:
1. Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов.
Шкала учебных предметов по степени трудности
(Сивков И.Г., 1975 г.) (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов (общеобразовательные школы) | Количество баллов (ранг трудности) |
Математика | 8 |
Русский (национальный, иностранный язык) | 7 |
Природоведение, информатика | 6 |
Русская (национальная) литература | 5 |
История (4 классов) | 4 |
Рисование и музыка | 3 |
Труд | 2 |
Физическая культура | 1 |
При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг (два пика), в то время как среда была бы несколько облегченным днем, или на среду (1 пик). Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
2. Дают оценку каждому дню недели и всему недельному расписанию уроков в баллах на основании ранговой шкалы трудности предметов.
3. Строят графики дневной и недельной кривой расписания занятий.
4. На основе анализа составляют новое расписание с учетом исправления недостатков, которые были в исходном расписании.
Выполнение: анализируем расписание 2 класса.
Понедельник | Среда | Пятница |
Литературное чтение | Окружающий мир | Литературное чтение |
Русский язык | Математика | Русский язык |
Математика | Русский язык | Математика |
Физкультура | Технология | Английский язык |
| | |
|
Вторник | Четверг | Суббота |
Литературное чтение | Музыка | Физкультура |
Русский язык | Математика | Литературное чтение |
Окружающий мир | Русский язык | ИЗО |
Английский язык | Физкультура | Технология |
При этом подсчитываем сумму баллов по дням недели
День недели | Баллы за уроки | Сумма баллов за день |
понедельник |
1 Лит. чтение | 5 | |
2 Русский язык | 7 | |
3 Математика | 8 | 21 |
4 Физкультура | 1 | |
| | |
вторник |
1 Лит. чтение | 5 | |
2 Русский язык | 7 | 25 |
3 Окр. мир | 6 | |
4 Английский язык | 7 | |
| | |
среда |
1 Окр. мир | 6 | |
2 Математика | 8 | |
3 Русский язык | 7 | 23 |
4 Технология | 2 | |
| | |
четверг |
1 Музыка | 3 | |
2 Математика | 8 | |
3 Русский язык | 7 | 19 |
4 Физкультура | 1 | |
| | |
пятница |
1 Лит. чтение | 5 | |
2 Русский язык | 7 | |
3 Математика | 8 | 27 |
4 Английский язык | 7 | |
| | |
| | |
суббота |
1 Физкультура | 1 | |
2 Лит. чтение | 5 | |
3 ИЗО | 3 | 11 |
4 Технология | 2 | |
| | |
![]()
Рис. 1. Динамика недельной учебной нагрузки
На рисунке видно, что образуется кривая, в которой подъемы чередуются со спусками, т.е. нагрузка то увеличивается, то уменьшается.
Динамика учебной нагрузи в течение учебного дня также нерациональная. Это можно увидеть на графиках по дням:
![]()
В понедельник динамика соблюдается – третьим уроком стоит самый трудный, физкультура – во второй половине учебного дня (доказано, что к наименьшему снижению работоспособности младших школьников приводит чередование уроков по схеме: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык).
![]()
Вторник – рациональный день, т. к. распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. Первым уроком – чтение, вторым – письмо. Далее, окружающий мир и английский язык. По графику видно – подъем, спад и снова подъем.
![]()
В среду первым уроком окружающий мир, затем (в соответствии с динамикой умственной работоспособности трудные уроки) математика и русский язык. Урок труда четвертым уроком.
![]()
Четверг несколько облегченный день (расположен между основными пиками в расписании). Основные предметы – вторым, третьим уроками. Во второй половине – физкультура.
![]()
Пятница – самый загруженный день (согласно баллам) приходится на конец недели. Расписание схоже со вторником, но здесь уроки располагаются по трудности от 1 к 3 и на 4 – спуск.
![]()
На субботу приходится наименьшее количество баллов. Из трудных предметов в этот день только чтение, которое рационально стоит вторым уроком.
Вывод: данное расписание является нерациональным. Чтобы сделать расписание рациональным, нужно внести в него изменения.
День недели | Баллы за уроки | Сумма баллов за день |
понедельник |
1 Чтение | 5 | |
2 Русский язык | 7 | 21 |
3 Математика | 8 | |
4 Физкультура | 1 | |
| | |
вторник |
1 Чтение | 5 | |
2 Русский язык | 7 | 27 |
3 Математика | 8 | |
4 Английский язык | 7 | |
| | |
среда |
1 Русский язык | 7 | |
2 Музыка | 3 | 19 |
3 Математика | 8 | |
4 Физкультура | 1 | |
| | |
| | |
четверг |
1 Чтение | 5 | |
2 Русский | 7 | 25 |
3 Окружающий мир | 6 | |
4 Английский | 7 | |
| | |
пятница |
1Окружающий мир | 6 | |
2 Математика | 8 | 23 |
3 Русский язык | 7 | |
4 Технология | 2 | |
| | |
суббота |
1 Физкультура | 1 | |
2 Чтение | 5 | 11 |
3 ИЗО | 3 | |
4 Технология | 2 | |
| | |
![]()
Рис. 2. Динамика учебной нагрузки в составленном расписании
При составлении расписания учтены требования: нагрузка в конце недели меньше, чем в середине; кривая учебной нагрузки имеет два пика, приходящийся на вторник и четверг; первые и последние уроки в течение дня – более легкие, чем 2-3-и.