СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голосовые упражнения при нарушениях голоса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинается коррекция голоса с произнесения звука [м].  Вы­бор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической ос­новой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Просмотр содержимого документа
«Голосовые упражнения при нарушениях голоса»

Голосовые упражнения при нарушениях голоса


Начинается коррекция голоса с произнесения звука [м]. Вы­бор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической ос­новой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.


Упражнение 1.

Предлагается произносить звук [м] кратко при спо­койном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележа­щих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.

Упражнение 2.

После длительного произнесения звука [м] слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всем звонкими согласными звуками. Дальнейшее закрепление кинестезиий голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге.

Упражнение 3.

Произнести слоги:

ма-ма’ ма-мо’

ма-му’ на-на’

на-но’ на-ну’ и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4.

Произнести:

мама-мама- мамама; нана-нана-нанана’и т.д.

При достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

Упражнение 5.

Тренировка сочетаний гласных звуков с [j].

Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс [j] и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко и твердо, а[j] — длительно:

ай... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...

В дальнейшем после получения звучного голоса и закрепления кинестезий необходима координация дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.

Упражнение 6.

Произнести гласные звуки и их сочетания:

а, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилуч­шие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чте­нию стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой матери­ал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

Одновременно с работой над речевым материалом выпол­няются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сро­ки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной - по­лутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы; трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.


2