Самостоятельная работа
по дисциплине «Экологическое право»
на тему:
«Государственный экологический контроль»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие, виды и задачи экологического контроля в ЛНР…………3
Организация проверки и порядок ее назначения…………………...7
Виды проверок в Луганской Народной Республике……………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………18
ВВЕДЕНИЕ
Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.
Актуальность работы определяется необходимостью постоянного контроля за состоянием окружающей среды и ее защиты, в связи с возрастающими угрозами, которые несёт в себе несовершенство механизмов экологического контроля для населения и экономики страны.
Целью данной работы является анализ системы государственного экологического контроля, а также изучение научной литературы для повышения эффективности системы государственного экологического контроля.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, виды и задачи экологического контроля в ЛНР.
Изучить порядок организации проверки и порядок ее назначения.
Ознакомиться с видами проверок в Луганской Народной Республике.
Понятие, виды и задачи экологического контроля
Руководствуясь ст. 42 Закона Луганской Народной Республики «О системе исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики» и п. 19 Раздела 3 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики в новой редакции, утвержденное постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики разработан Порядок в соответствии с Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики, Законом Луганской Народной Республики от 17.06.2016 № 100-II «Об охране окружающей среды», Положением о Министерстве природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики в новой редакции, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.06.2015 № 02-04/186/15. Порядок осуществления экологического надзора Министерством природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики регулирует отношения в области организации и осуществления государственного экологического надзора (контроля) в Луганской Народной Республике. Действие данного Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости; физических лиц-предпринимателей, иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Луганской Народной Республики, физических лиц, исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления в части соблюдения ими требований законодательства об охране окружающей среды. Действие данного Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости; физических лиц-предпринимателей, иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Луганской Народной Республики, физических лиц, исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления в части соблюдения ими требований законодательства об охране окружающей среды.
В настоящем Порядке термины употребляются в таком значении:
- акт проверки – документ, фиксирующий факт проведения плановых ивнеплановых проверок, который является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и его соблюдение;
- должностные лица – уполномоченные государственные гражданские служащие органа Минприроды ЛНР, осуществляющие контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды Луганской Народной Республики;
Объект проверки – предприятия, цеха, производственные площадки, оборудование, установки, территории и т.д., эксплуатируемые хозяйствующими субъектами, в том числе сооружения и другие объекты, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую среду (в том числе их размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию), особо охраняемые природные объекты и территории, в отношении которых осуществляется проверка.
Проверка – совокупность проводимых должностными лицами органа Минприроды ЛНР, в отношении юридического лица, физического лица – предпринимателя, физических лиц, иностранцев и лиц без гражданства, мероприятий по контролю, для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности, обязательным требованиям, установленными действующим природоохранным законодательством Луганской Народной Республикой.
Организация проверки и порядок ее назначения
Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.
Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).
Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный — органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.
Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них — законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.
Периодичность осуществления проверок определяется в соответствии с критериями распределения субъектов проверки по степени риска их хозяйственной деятельности для окружающей среды и периодичностью осуществления мероприятий государственного экологического надзора (контроля), утвержденных Министерством природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики, с учетом экологической ситуации в районе расположения объекта проверки, степени и
характера его влияния на окружающую среду.
Критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска их
хозяйственной деятельности для окружающей среды и периодичность осуществления мер государственного экологического надзора (контроля) определены законодательством Луганской Народной Республики. Основанием для осуществления проверки является приказ Министра природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики или его заместителя, в рамках возложенных полномочий, который должен содержать:
- наименование органа Минприроды ЛНР;
- вид проверки;
- наименование объекта проверки;
- перечень лиц, уполномоченных на проведение проверки, в случае необходимости, привлеченных представителей других исполнительных органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций (по
согласованию с их руководителями);
- основание проведения проверки, цель и предмет проверки;
- дату начала и окончания проверки.
На основании приказа оформляется направление на проведение проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, которое подписывается Министром природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики или его заместителем, в рамках возложенных полномочий и удостоверяется печатью.
Должностные лица органа Минприроды ЛНР имеют право участвовать в проверках и обследовании предприятий, учреждений, организаций и других объектов контроля, которые проводятся правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти, в случае их обращения. Минприроды ЛНР во время осуществления проверки взаимодействует с органами прокуратуры, государственной безопасности, правоохранительными органами, а также с исполнительными органами государственной власти на принципах самостоятельности в принятии решений, независимости в действиях, невмешательства в сферу компетенции
друг друга. Основанием для допуска государственного инспектора на объект
контроля для проведения или участия в проведении проверки является служебное удостоверение.
Виды проверок
По объёму вопросов, которые требуют описания относительно состояния объекта, степени и характера его влияния на окружающую среду, соблюдения требований законодательства, норм и правил в сфере охраны
окружающей среды, а также для своевременного принятия мероприятий по
устранению выявленных нарушений и предупреждения негативного влияния
объекта на окружающую среду, проверки делятся на:
- плановые;
- внеплановые;
- рейдовые.
Плановая проверка осуществляется в соответствии с планом деятельности Минприроды ЛНР, утвержденным Министром природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики или его заместителем, с учетом предложений других исполнительных органов государственной власти.
Плановые проверки по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования, физическими лицами, исполнительными органами государственной власти на соответствующей территории требований законодательства об охране окружающей среды проводятся не чаще одного раза в календарный год, а также с учетом критерий распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для окружающей среды и периодичность осуществления мер государственного экологического надзора (контроля).
О проведении плановой проверки юридическое лицо, физическое лицо – предприниматель уведомляется должностным лицом органа Минприроды ЛНР не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством уведомления о проведении проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды . Уведомление о проведении проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Продолжительность плановой проверки не должна превышать двадцати рабочих дней. В случае проверки юридического лица, имеющего филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения, срок проведения плановой проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней. Плановая проверка проводится на основании приказа, в соответствии с пунктами 2.2., 2.3. и 3.2. настоящего Порядка. При осуществлении проверок субъекта хозяйствования, физического лица, деятельность которого связана с воздействием на окружающую среду(выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс в водные объекты, размещение отходов, загрязнение грунта и другое), при необходимости, проводится инструментально-лабораторный контроль за соблюдением установленных нормативов.
Плановые и внеплановые проверки осуществляются в рабочее время объекта проверки, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, кроме рейдовых и оперативных проверок, которые могут проходить вне рабочего времени. Внеплановой проверкой является проверка, которая не предусмотрена планом деятельности Минприроды ЛНР. Внеплановая проверка может быть проведена без предварительного уведомления руководителя и (или) собственника субъекта хозяйствования,
физического лица при наличии таких оснований:
представления объектом проверки письменного заявления в Минприроды ЛНР об осуществлении мероприятия государственного контроля по его желанию;
поручения Главы Луганской Народной Республики, Председателя Совета Министров Луганской Народной Республики, правоохранительных органов, органов прокуратуры, данных в пределах своих полномочий;
выявление недостоверности данных, заявленных в документах строгой отчётности, представленных субъектом хозяйствования;
обращения физических или юридических лиц о нарушении объектом проверок требований законодательства об охране окружающей среды;
истечение срока ранее выданных предписаний;
выявление аварийных загрязнений;
проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
поступление в Минприроды ЛНР обращений и заявлений граждан, а
также от субъектов хозяйственной деятельности, от исполнительных органов государственной власти, из средств массовой информации, а также информации поступившей от должностных лиц органа Минприроды ЛНР.
При проведении внеплановой проверки должностные лица органа Минприроды ЛНР проверяют вопросы, необходимость освещения которых стала основанием для ее проведения, с обязательным указанием этих вопросов в направлении на проведение проверки. В случае выявления во время внеплановой проверки других нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, они также отображаются в документах, которые составляются во время проверки. Внеплановая проверка проводится на основании приказа и по направлению в соответствии с пунктами 2.2. и 2.3. настоящего Порядка. Продолжительность внеплановой проверки не должна превышать десяти рабочих дней.
При проведении оперативной (внеплановой) проверки, обусловленной возникновением экстренных и (или) аварийных ситуаций, требующих незамедлительного реагирования, приказ на ее проведение может не оформляться. Длительность оперативной проверки определяется должностным лицом индивидуально до момента окончания проверки или передачи материалов в правоохранительные органы, но не более 5 рабочих дней.
Рейдовые (плановые и внеплановые) – одновременные проверки субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц, без предварительного уведомления в пределах определенных территорий с целью выявления нарушений природоохранного законодательства. Рейдовые проверки проводятся по приказу на проведение проверки Министра природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики или его заместителя, в рамках возложенных полномочий.
Помимо указанной классификации все проверки, в зависимости от предмета и места проведения, разделены на документарные и выездные. Как
документарная, так и выездная проверки могут быть проведены в ходе проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, физического лица – предпринимателя, устанавливающих их права и обязанности, разрешительные документы, подтверждающие право на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов (размещение отходов, обращение с отходами, опасными химическими веществами, на выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников, специальное использование природных ресурсов, трансграничным перемещением объектов растительного и животного мира), исполнение предписаний и постановлений органа Минприроды ЛНР. Документарная проверка может проводиться по месту нахождения проверяющего органа. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа Минприроды ЛНР, вызывае обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, физическим лицом - предпринимателем обязательных требований, установленных правовыми актами, должностное лицо направляют в адрес юридического лица, адрес физического лица –
предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные
необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Министра природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики или его заместителя, в рамках возложенных полномочий, о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, физическое лицо – предприниматель обязаны направить в орган Минприроды ЛНР указанные в запросе документы. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью физического лица – предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, физическим лицом – предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащихся в имеющихся в органе Минприроды ЛНР документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного экологического надзора (контроля), информация об этом направляется юридическому лицу, физическому лицу – предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Юридическое лицо, физическое лицо – предприниматель, представляющие в орган Минприроды ЛНР пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в п. 3.22. настоящего Порядка
сведений, вправе представить дополнительно в орган Минприроды ЛНР документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку,
обязан рассмотреть представленные руководителем или иным должностным
лицом юридического лица, физическим лицом - предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие
достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии
пояснений, будут установлены признаки нарушения обязательных требований, должностные лица органа Минприроды ЛНР вправе провести
выездную проверку. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности физического лица – предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологический контроль в ЛНР проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.
Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.
Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.
3. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004.
5. Порядок осуществления экологического надзора (контроля) Министерством природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики