СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовая разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

в помощь учителям русского языка и литературы! информация по теме

Просмотр содержимого документа
«Готовая разработка урока»

Предмет: Русский язык

Класс 7: ________________

Тема урока: «Морфология и орфография.

Цели урока:

- Повторение морфологических признаков частей речи

- Отработка навыка морфологического разбора

- Повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Компетенции: К -3 (коммуникативная), К – 5 (информационная), К -6 (лингвистическая).
Ход урока

I. Организационный момент.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.

II. Повторение. Проверка д/з

- Синтаксическая пятиминутка.

Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.

III. Объяснение нового материала.

Повторение изученного ранее о частях речи.

  • Что изучает морфология?

  • Назовите самостоятельные и служебные части речи.

  • Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола?

  • По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (по значению и грамматическим признакам).

  • Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? (Нет. Если это имя существительное, то –о – окончание, -стекл- - корень. Если стекло - глагол, то –о – окончание, указывает на средний род ед. ч; с- - приставка; -тек- - корень; - л- - суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени).

  • Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например, не был – глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел – глагол, по- - приставка – у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения, не пишется ь), дочь (существительное 3-ого склонения), думаешь (окончание –ешь, I спряжение) и т.д.).

  • Сделайте вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.

IV. Закрепление.

Работа по орфографии

-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Задание № 1

Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.

Задание № 2

Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью, а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.

Задание № 3

Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

Объяснительный диктант «Проверь себя».

З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.

На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.

V. Итог урока.

-С какими орфограммами мы сегодня поработали?

-Какой вид разбора повторяли?

VI. Домашнее задание        

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите  морфологический разбор указанных слов.

Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цетов.

Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.

Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели и пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству.  Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. Всем холодно да т_скливо осенью.