Говорить ли с детьми о войне?
Каждый год, накануне 9 Мая, больно щемит в груди от того, что кто-то из ветеранов уже не встретит свой День Победы. В этом году особенно тяжело: нашей семье стало известно, как и где погиб мой прадед Александр Афанасьевич и за что награжден орденом Красного Знамени посмертно. Я не знала его, но моя 81-летняя мама никак не хотела отдавать архивный листок и горько плакала, прижимая его к груди. Ей было 3,5года, когда он ушел на фронт военным корреспондентом осенью 1941 года.
С каждым годом все меньше свидетелей войны. Историки утверждают, что потомки, которые не застают в живых свидетелей событий, уже ничего не чувствуют. Четвертое поколение детей наших ветеранов уже ничего не знает об ужасах военного времени, голоде и смерти, путает даты и считает, что ВОВ событие, размытое и далекое. А какая тоска берет, когда ребенок пафосно рассуждает о том, как мы всех «победили», а не о том, чтобы «больше не было войны»!
Нам всем хочется вырастить думающую личность, уникальную в своей индивидуальности и способную подарить миру себя со всеми своими «особенностями». Поэтому, если мы хотим донести до ребенка, что значит война, нам нужно обращаться к тем переживаниям и смыслам, которые ему доступны. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для того, чтобы узнать все обо всем, что может вызвать сильную эмоциональную реакцию потому, что рядом с мамой и папой ничего не страшно.
Психологи считают, что говорить с ребенком о войне можно уже с 4-х лет. Вокруг нас много образов, так или иначе связанных с войной: фотографии, памятники, военная техника, люди в форме. Рано или поздно вопросы о войне возникают сами собой. Именно в этом возрасте появляется понятие смерти, без которой невозможно в дальнейшем сформировать понятие безопасности. И очень важно, как рассказать о войне, чтобы не испугать, а донести такие важные уроки человечества, где жизнь – высшая из земных ценностей, которую никто не в праве отнимать!
Да, война та тяжелая тема, которая может глубоко ранить, а может стать сильнейшим средством воспитания. И если вы хотите передать ребенку свое ценностное отношение к таким важным вещам, то лучшего времени, чем дошкольный возраст у вас не будет. Потому, что уже в начальной школе главным источником истины станет учитель, а дальше -ровесники и друзья. Не упустите этот момент.
И чтобы беседа получилась честной и искренней надо понимать, что говорить об этом вы будете с дошкольником, поэтому и разговор этот будет особенный.
1.Разговаривать надо сидя рядышком, в спокойной обстановке, когда вас ничего не тревожит и не отвлекает. Так вы создадите ребенку ощущение безопасности и защищенности.
2.Попросите ребенка ответить на вопрос как он понимает слово «война»?
3.Расскажите малышу, что пока человек жив, все можно изменить. В отличие от смерти, которую ни отменить, ни изменить нельзя. Не вдавайтесь при этом в рассуждения, отвечайте коротко, просто и понятно.
4.Поговорите с ребенком о «добре» и «зле». Лучше всего на примере сказки, где всегда есть злодеи, которые хотят что-то отнять. После этого легче будет перейти к понятию подвига. Подвиг – это спасать, а не убивать, пусть даже и врагов.
5.Расскажите ребенку, что война коснулась каждой семьи: кто-то уходил на фронт, кто-то работал в тылу, даже дети помогали взрослым победить. Спросите ребенка, как он думает, чем помогали дети?
6.Не рассказывайте малышу об ужасах и зверствах войны, не запугивайте его. Важно дать ему понимание, что мир нужен всем и его нам подарили герои ВОВ.
7.Посмотрите с ребенком награды своих родственников, военный парад, почитайте рассказы о войне.
8.Отвечайте на ВСЕ вопросы, которые у ребенка возникнут.
9.Послушайте с ребенком песни военных лет, нарисуйте подарок ветеранам.
Вот тогда получится очень откровенный и важный разговор. Цель этого общения должна быть совсем не в том, чтобы ребенок осознал все ужасы войны. Наша задача – дать ребенку новое знание и отследить реакцию. Без высоких целей. Если ребенку понравится эта тема – замечательно. Если нет – возможно для этого еще слишком рано и к этому разговору вы вернетесь чуть позже.
Главное, что мы помним и благодарны каждому…
Сергей АЛЕКСЕЕВ. Как «Катюша» «Катюшей» стала.
«Катюши» – это реактивные минометные установки, которые в первые дни войны появились в Советской Армии. Снаряды «катюш» обладали огромной разрушительной силой. К тому же, летя по небу, они оставляли угрожающий огненный след.
Впервые «катюши» были применены 14 июля 1941 года в боях под городом Оршей.Идут фашисты. Орша рядом. Орша наша, считают уже фашисты. Еще шаг, еще два – и схватят город за горло.
Идут фашисты, и вдруг… Словно разорвалось на части небо. Словно встало оно на дыбы. Словно стрелы огня и лавы метнуло небо сюда на землю. Это реактивные снаряды «катюш» открыли огонь по фашистам.
– Тойфель!
– Тойфель!
– Дьявол в небе! – кричат фашисты.
Немного фашистов тогда уцелело. Кто выжил, зайцем метнулся к себе в тылы.
– Дьявол, дьявол в небе! – кричат фашисты. И выбивают зубами пляс.
Следующий, еще более сильный удар по фашистам «катюши» произвели во время Смоленского сражения. Потом «катюши» принимали участие в великой Московской битве, в боях под Сталинградом, затем громили врагов под Орлом и под Курском, под Киевом и под Минском и во многих других местах.
«Катюша» не сразу «катюшей» стала. Вначале солдаты называли ее «Раисой».
– «Раиса» приехала.
– «Раиса» послала гостинцы фрицам.
Затем более уважительно стали звать «Марией Ивановной».
– «Мария Ивановна» к нам пожаловала.
– «Мария Ивановна», братцы, прибыла.
И только потом кто-то сказал «Катюша»! Понравилось солдатам это простое имя. Были в нем душевность и ласковость.Даже песню сложили солдаты тогда про «катюшу». Вот два куплета из этой песни:
Шли бои на море и на суше,
Над землей гудел снарядов вой.
Выезжала из лесу «катюша»
На рубеж знакомый, огневой.
Выезжала, мины заряжала,
Сокрушала изверга врага.
Ахнет раз – и роты не бывало.
Ахнет два – и нет уже полка!
Знаменитой «катюше» сейчас установлен памятник. Стоит он там, где «катюша» впервые открыла огонь по фашистам. В городе Орше, на берегу Днепра.