СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Говорить правильно - модно и красиво

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для нас  важным показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Нецензурная и обычная речь пронизывают современный язык. То, что раньше осуждалось как низкое, недопустимое в культурном общении, сейчас считается нормой среди молодёжи. Поэтому не зря вопрос о сохранении культуры речи обсуждается на высшем государственном уровне.

Особенно остро в современном обществе стоит проблема культуры речи молодежи. Наша повседневная речь является важнейшим фактором нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.

В борьбу за сохранение русского языка должны включаться не только высшие органы власти, но и сами граждане. Мы не хотим через несколько десятилетий оказаться среди невежественных народов планеты. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

Просмотр содержимого документа
«Говорить правильно - модно и красиво»

II Республиканские научно-исследовательские чтения учащихся и студентов имени Габдулхака Каюмова “Эзләнүләр аша камиллеккә”














Научно- исследовательская работа по русскому языку

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО – МОДНО И КРАСИВО!

Номинация: научно- исследовательские работы













Выполнила: Билалова Ландыш Назимовна, ученица 6 класса МБОУ «Сабабашская основная общеобразовательная школа Сабинского Муниципального района Республики Татарстан»



Руководитель: Халилова Венера Сунгатулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сабабашская основная общеобразовательная школа Сабинского Муниципального района Республики Татарстан»





2018



Содержание



Содержание……………………………………………………………………………2 


Введение……………………………………………………………………………..3-4


Глава 1.  Факторы, влияющие на формирование речевой культуры подростков............………….……………..…………………….................................5

Глава 2. Пути повышения речевой культуры говорящего....................................................................................................................7

Как беречь культуру речи

Заключение …………………………………………………………………………...8

Приложения

Говорите правильно………………………………………………………………….9

Как надо говорить…………………………………………………………………….9

Ударения……………………………………………………………………………….9

Слова, которые от изменения ударения меняют смысл…………………………11

Ставим правильно ударения………………………………………………….....…10
Список литературы…………………………………………………………………................11























Введение

 

На съезде Общества русской словесности в Колонном зале Дома союзов В.В. Путин заявил: «Мы должны сделать все, чтобы знания классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество».

Но, проходя по школьному коридору, мы нередко слышим фразы такого содержания: «[смар,и], какие я кроссовки одел»; «отвали, тупая коза», «слушаю его и ржу, не могу» и т.д. и т.п.

Для нас  важным показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Нецензурная и обычная речь пронизывают современный язык. То, что раньше осуждалось как низкое, недопустимое в культурном общении, сейчас считается нормой среди молодёжи. Поэтому не зря вопрос о сохранении культуры речи обсуждается на высшем государственном уровне.

Особенно остро в современном обществе стоит проблема культуры речи молодежи. Наша повседневная речь является важнейшим фактором нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.

В борьбу за сохранение русского языка должны включаться не только высшие органы власти, но и сами граждане. Мы не хотим через несколько десятилетий оказаться среди невежественных народов планеты. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

Актуальность определила выбор темы исследования «Говорить правильно – модно и красиво!» 


Цель исследованиявыявление факторов, влияющих на формирование речевой культуры наших сверстников. 
Объект исследования: речевая культура подростков. 
Предмет исследования: речевое поведение сверстников под влиянием внешних факторов. 




Цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • проанализировать данную проблему; 

  • выявить возможные источники воздействия на речевую культуру наших сверстников; 

  • составить рекомендации по формированию культурной речи говорящего. 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • изучение литературы по проблеме исследования; 

  • анкетирование учащихся нашей школы; 

  • интервьюирование библиотекаря о частотности посещений школьной библиотеки подростками;

  • наблюдение и анализ речевого поведения знаменитостей. 


Практическая значимость исследования состоит в том, что оно привлекает внимание к проблемам современного русского языка. 










































Глава 1.

Факторы, влияющие на формирование речевой культуры подростков.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ 


Что необходимо понимать под культурой речи?

Учёные выделили 10 основных признаков культурной речи. 

  1. Правильность речи – это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. 

  2. Точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего. 

  3. Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего. 

  4. Логическая речь – это её соответствие законам логики. 


Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления. 


  1. Простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога. 

  2. Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств. 

  3. Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов. 

  4. Чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности. 

  5. Живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность. 

  6. Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. 



К сожалению, нередко в письменной и устной речи людей любого возраста встречается значительные отступления от литературной нормы. Почему же так происходит?

Очень много внешних факторов влияет на речевой облик подростка – это интернет, средства массовой информации, снижение читательского интереса, пропаганда тюремной лирики по ТВ и радио, неуважение к адресатам речи, пренебрежение к родному языку, влияние речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих) и т.д.

Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Мы испытываем дефицит общения из-за сильной загруженности в школе и занятости родителей, поэтому телевидение является одним из источников знаний о жизни, «окном в большой мир». Всегда ли средства массовой информации (СМИ) положительно влияют на наше речевое развитие и культуру?

Исследовав несколько выпусков сериалов «Универ», «Реальных пацанов», «Ольги» и передачи «Комеди клаб», мы определили наиболее часто повторяющиеся выражения, среди них: «победитель внатуре, всем нам соперник», «беспонтово одеваюсь», «мне по барабану», «он балбес», «всё супер – пупер», «я обломалась», «мне пофиг» и т.д., а также слова с откровенно сниженной лексикой. Как видно, жаргоны, сленговые слова, низкая лексика переполняют речь героев. Естественно, наши сверстники, впитывая всё это, пытаются применить её в общении с друзьями, одноклассниками.

Также одним из важных факторов, влияющим на речевое поведение, является музыкальная культура. Отклонение от норм речи в современных песнях предостаточно. Например, «Мы поднимаем, мы поднимаем стаканЫ за всю страну» - песня Мот «День и ночь, «Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Водил меня Серёгана выставку Ван Гога. Там было тёлок много» - песня гр. «Ленинград» «Лабутены» и др.Как видим, исполнители не очень-то заботятся о том, каковы будут последствия воздействия их песен на слушателей.

Ещё на речевую культуру подростка, на наш взгляд, влияет развитие компьютерной сети. Компьютер может быть незаменимым помощником человека, но в то же время может оказывать на человека губительное воздействие. В последнее время очень актуально общение в социальных сетях. Нынешние сообщения являют собой  одну или несколько коротких, корявых и отрывистых фраз, написанных с ошибками (а то и с нецензурными выражениями) и несущих крайне примитивный смысл, например: «Тебе чё, не нравится мое письмо? А я те че, писатель, что ли?» (кстати, словесные формы «чё», «те» вместо что, тебе часто встречается в речи наших одноклассников). Живой язык общение заменяется на изображения смайлов или условных обозначений.

Ещё одним фактором, влияющим на речь современного подростка стала пропаганда тюремной лирики по ТВ и радио, где слова «хавчик»(еда), «общак» (общее дело), «мусора» (полицейские), «пахан» (отец), «стукач» (ябеда)и т.д. прочно вошли в речевую среду наших сверстников.

Также наши наблюдения свидетельствуют, что уже в речи детей 6 – 7 лет (со времени начала учебы в школе) объем количества жаргонизмов незначительно, но с каждым годом увеличивается, и уже примерно к VII классу подростки осваивают жаргон старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице.

В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.

Глава 2.

Пути повышения речевой культуры говорящего.



Как беречь чистоту речи?

Конечно ни один государственный правитель или учитель не могут заставить нас говорить литературным языком. Многое зависит от нас самих и от наших родителей. Своим сверстникам мы посоветуем два пути решения данной проблемы.

Первый – на онлайн-портале Грамота.ру есть игра, где предложены разноуровневые задания из всех разделов русского языка. Если каждый наш сверстник установит приложение на своём смартфоне, то это поможет уже на практике повысить свой уровень грамотности.

Второй путь – читать больше классическую литературу.

Проведя интервью с библиотекарем Миннегараевой Л.Р, мы выяснили, что библиотеку, в основном, посещают учащиеся начального звена, которые выбирают книги по интересам. А вот наши сверстники в библиотеку заходят редко, и берут произведения, которые изучаются школьной программой.

Результаты анкетирования показывают, что больше половины опрошенных не обращаются к чтению как к одной из форм проведения досуга. Они охотно заменяют чтение общением в социальных сетях или просмотром телевизионных передач, сериалов.

Также наши предложения будут обращены и ко взрослым.

  • Необходимо ужесточить цензуру в отборе не только телевизионных материалов, но и печатной продукции. Ведь нередко даже в учебниках мы наблюдаем казусы в содержании материала.

  • Ввести в школьную программу отдельную дисциплину, где мы рассматривали бы на практике (видеоматериалы) типичные речевые ошибки в сравнении с нормами литературного языка

  • Установить функцию «Редактор» или «правописание» в социальных сетях, которая бы блокировала бы все смс с речевыми ошибками.

Заключение

Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу выявить возможные источники воздействия на речевую культуру современного подростка и показать, что жаргоны, нецензурная брань, сленг засоряют нашу речь, делая её всё более непривлекательной, непрестижной. Как и предполагалось, важным оказался тот социум, в котором находится подросток: СМИ, молодёжная музыкальная культура, компьютерные сети, подростковая среда, взрослые. Недаром речь всегда рассматривалась во взаимосвязи с такими понятиями как культура, этикет. Во все времена человека будут отличать две вещи – это хорошее воспитание и хорошая речь. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте и воспитанности. Давайте беречь наш язык! И пусть у каждого будет девиз: говорить правильно – модно и красиво!



















Приложения

Говорите правильно

  • Сколько можно сомневаться «приДТи» или«приЙТи»? Запомните раз и навсегда, правильно-«приЙТи».

  • Как правильно «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го числа ед. числа в будущем времени. «Одержу победу» , «сумею победить» вполне себе заменяют эту форму.

  • С точки зрения лексической сочетаемости выражение«самый лучший» звучит так же нелепо, как «более красивейший».

  • Повторяем! Не существует словов «ВООБЩЕМ» и«ВОБЩЕМ»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ». И точка.

  • В документах стоит «ПОДПИСЬ» , а вот в Синкстинской капелле на алтарной стене – «РОСПИСЬ». Не путаем, друзья, не путаем.

  • «Занять» - это взять взаймы! «Займи мне денег» – неверно. Нельзя занять КОМУ – ТО, можно только У КОГО – ТО. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» - правильно.

  • «В течениЕ» (какого – то времени, в продолжении), но «в течениИ» (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно.

  • Сомневайтесь, как верно: «лОжить» или «ложИть»? Правильно: ПоложИть (ложить только с приставками!) и класть ( строго без приставки!). Например, «я кладу на ваши правила и нормы» или «я положИла на русский язык ещё в школе».

  • Как правильно «едь» или «ехай» или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глоголоа «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай» или «Заезжай», «ПРИезжай» и тп. Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

  • «Что бы мне ОДЕТЬ?» – можно думать только Юдашкину. Ну, вспоминайте же: «надеть носки» – «снять шубу», «снять шубу», «одеть Машу» – «раздеть Катю». Поэтому правильно: «Что бы мне НАДЕТЬ?».

Как надо говорить

Нельзя говорить

Надо говорить

Я кушаю

Одеть пальто

Я ем

Надеть пальто

Оплатить за проезд

Не трожь

Оплатить проезд

Не трогай

Биография жизни

Моё фамилие

Биография

Моя фамилия

Возвращаться со школы

Обезбаливающий

Возвращаться из школы

Обезболивающий (боль)

Ихний

Ложить

Их

Класть

Я подошлю к вам сотрудника

Кто крайний?

Я пришлю к вам сотрудника

Кто последний?

Я к вам подъеду

Горячее кофе

Я к вам приеду

Горячий кофе

Сколько время?

Заимел машину

Который час?

Обзавёлся машиной

Приехал с Москвы

Два призА

Приехал из Москвы

Два прИза

День рождение

Вперёд меня

День рождения

Раньше меня





Ударения

Ударный слог, ударный слог,-

Он назван так недаром…

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит

И чётко моя речь звучит.

Иногда от перестановки ударения меняется смысл слова.



Слова, которые от изменения ударения меняют смысл

  • пОмни- помнИ

  • пИли – пилИ,

  • Ирис – ирИс

  • атлас – атлАс

  • кОзлы – козлЫ

  • пирогИ -пирОги

  • ужЕ — Уже

  • мУка — мукА

  • прОпасть — пропАсть

  • знАком - знакОм.

  • зарослИ. - зАросли.

  • заплАчу - заплачУ .

  • ПолкИ - пОлки.

  • выходИть - вЫходить

  • мЕли - мелИ

  • раздЕли – разделИ

  • мЕлки -мелкИ

  • пОтом - потОм

  • сУшу -сушУ

  • пАры –парЫ

  • плАчу - плачУ

  • Окуни –окунИ

  • сЕло - селО

  • сОлью – сольЮ

  • крОю-кроЮ

  • мою- моЮ

  • косИт- кОсит

  • бЕлка- белкА

  • стоИт -стОит.

  • дорОга -дорогА

  • Ставим правильно ударения

  • В глаголах женского рода в форме прошедшего времени ударным становится окончание –а. Запомните и получайте удовольствие от правильного произношения таких слов как: понялА, снялА, взялА, вралА, лгалА, ждалА, гналА, воспринялА, позвалА

  • Исключений, которые необходимо запомнить, не так уж много: стАла, слАла, крАла, клАла и все слова, имеющие приставку вы- (вЫпить – вЫпила, вЫнуть — вЫнула).

  • Еще одной ловушкой стало употребление существительных во множественном числе. Почему-то многие превращают слово «договОр» в «договорА», а «профессор» и «доктор» превращаются в чудовищные «профессорА» и «докторА». На самом деле, всё «проще пареной репы»:

  1. Большинство существительных мужского рода во множественном числе приобретают окончание –ы.

  2. Окончание –ы всегда безударно!

  • Теперь у вас не должно возникнуть проблем с такими словами как: аэропОрт – аэропОрты, профЕссор – профЕссоры, дОктор – дОкторы, бант – бАнты, шарф – шАрфы, договОр – договОры, лифт – лИфты, торт – тОрты, бухгАлтер – бухгАлтеры

  • Так для французских заимствований характерно ударение, падающее на последний слог, для латинских – на предпоследний. Правильность ударений в словах иностранного происхождения лучше всего проверять по словарям, но те слова, которые плотно вошли в наш обиход, необходимо запомнить: алфавИт, апострОф, дефИс, жалюзИ, каталОг, некролОг, квартАл, партЕр, эспЕрт, фетИш, фОрзац, факсИмиле.

  • Также следует запомнить нормы постановки ударения в следующих прилагательных: кУхонный, слИвовый, грУшевый, украИнский, мозаИчный, оптОвый, давнИшний.

  • Список литературы. 


  • Мурашов, А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады [текст] / А.А.Мурашов.// Русский язык в школе. – 2005. - №3. – С. 101. 

  • Николаева, Е.Н. Телевидение и мы [текст] / Е.Н.Николаева // ЭКО. – 2001. - № 11. – С.175. 

  • Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [текст] / В.Ф.Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. - №2. – С. 26 - 27. 

  • Старовойтова, О. Диалог с детьми и подростками в современном информационном пространстве [текст] / О. Старовойтова// Школьное обозрение. – 2001. - №2. – С.30

  • Материалы Интернета.