СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Бунин «Легкое Дыхание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение изучения произведения И. А. Бунина «Лёгкое дыхание» заключается в следующем:

  • Развитие аналитических и интерпретационных способностей. При изучении рассказа можно использовать различные методические приёмы, например ассоциативный и стилистический анализ, что способствует развитию интертекстуального слуха, ассоциативного мышления и языкового чутья. 
  • Понимание основной идеи.  Автор доносит до читателя мысль о том, что истинная женская красота заключается не во внешних чертах, а в способности вдохновлять и очаровывать людей. 
  • Обогащение мировоззрения. Анализ произведения позволяет лучше понять автора и его творчество, а также формирует оценку рассказа, например, в рамках аксиологии.

Просмотр содержимого документа
«И. А. Бунин «Легкое Дыхание»»

И.  А.  Бунин  «Легкое Дыхание» … ТАКАЯ НАИВНОСТЬ И ЛЕГКОСТЬ ВО ВСЕМ, И В ДЕРЗОСТИ, И В СМЕРТИ, И ЕСТЬ

И. А. Бунин «Легкое Дыхание»

ТАКАЯ НАИВНОСТЬ И ЛЕГКОСТЬ ВО ВСЕМ, И В ДЕРЗОСТИ, И В СМЕРТИ, И ЕСТЬ "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ", НЕ ДУМАНЬЕ "

И. БУНИН

 «Легкое дыхание»  Оли Мещерской ЛЮБОВЬ, КАК ЧУВСТВО ВЕЧНОЕ, ВСЕГДА ЖИВОЕ И ЮНОЕ, СЛУЖИЛО И БУДЕТ СЛУЖИТЬ НЕИСЧЕРПАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ПОЭЗИИ; ОНА ВНОСИТ ИДЕАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И СВЕТ В БУДНИЧНУЮ ПРОЗУ ЖИЗНИ, РАСШЕВЕЛИВАЕТ БЛАГОРОДНЫЕ ИНСТИНКТЫ ДУШИ И НЕ ДАЕТ ЗАГРУБЕТЬ В УЗКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ И ГРУБО-ЖИВОТНОМ ЭГОИЗМЕ .   И. БУНИН

«Легкое дыхание» Оли Мещерской

ЛЮБОВЬ, КАК ЧУВСТВО ВЕЧНОЕ, ВСЕГДА ЖИВОЕ И ЮНОЕ, СЛУЖИЛО И БУДЕТ СЛУЖИТЬ НЕИСЧЕРПАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ПОЭЗИИ; ОНА ВНОСИТ ИДЕАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И СВЕТ В БУДНИЧНУЮ ПРОЗУ ЖИЗНИ, РАСШЕВЕЛИВАЕТ БЛАГОРОДНЫЕ ИНСТИНКТЫ ДУШИ И НЕ ДАЕТ ЗАГРУБЕТЬ В УЗКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ И ГРУБО-ЖИВОТНОМ ЭГОИЗМЕ .

И. БУНИН

А как автор относится к своей героине? Оля Мещерская –  негаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость,  вызывала у других     зависть неприязнь. Бунин с детства был необыкновенно чуток к женской красоте, ощущая в ней «что-то совсем особенное», чем, вероятно, давал повод поверхностным толкователям обвинять его в «терпкой чувственности».

А как автор относится к своей героине?

Оля Мещерская –

негаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость,

вызывала у других

зависть неприязнь.

Бунин с детства был необыкновенно чуток к женской красоте, ощущая в ней «что-то совсем особенное», чем, вероятно, давал повод поверхностным толкователям обвинять его в «терпкой чувственности».

Какие особенности поэтики Бунина позволяют нам почувствовать его отношение к героине?  На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.  Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.  В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.  Это Оля Мещерская.

Какие особенности поэтики Бунина позволяют нам почувствовать его отношение к героине?

На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская.

«Глаза – это зеркало души». Сколько раз обращает внимание Бунин на глаза главной героини и какие эпитеты при этом использует?  «…фотографический портрет   гимназистки с радостными,   поразительно живыми   глазами». «ясный блеск глаз» «сияя глазами» «глядя на нее ясно и живо» «чьи глаза так бессмертно  сияют» «с этим чистым взглядом»

«Глаза – это зеркало души». Сколько раз обращает внимание Бунин на глаза главной героини и какие эпитеты при этом использует?

  • «…фотографический портрет

гимназистки с радостными,

поразительно живыми

глазами».

  • «ясный блеск глаз»
  • «сияя глазами»
  • «глядя на нее ясно и живо»
  • «чьи глаза так бессмертно

сияют»

  • «с этим чистым взглядом»

Что является главным признаком женской красоты по мнению Оли Мещерской? - Я в одной старинной папиной книге, - у него много старинных, смешных книг, - прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, - понимаешь, длиннее обыкновенного! - маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,- я многое почти наизусть выучила, так все это верно! - но главное, знаешь ли что? – Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть,- ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?

Что является главным признаком женской красоты по мнению Оли Мещерской?

  • - Я в одной старинной папиной книге, - у него много старинных, смешных книг, - прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, - понимаешь, длиннее обыкновенного! - маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,- я многое почти наизусть выучила, так все это верно! - но главное, знаешь ли что? – Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть,- ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?
Легкое дыхание   ЧИСТОЕ   СВЕЖЕЕ    СВОБОДНОЕ     ЕСТЕСТВЕННОЕ      НЕУЛОВИМОЕ

Легкое дыхание

ЧИСТОЕ СВЕЖЕЕ СВОБОДНОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ НЕУЛОВИМОЕ

Легкое дыхание относится, на ваш взгляд, к признакам внешней или внутренней красоты? С какими внутренними качествами у вас ассоциируется легкое дыхание?  Чистота нравственная , ф изическая  Способность жить без оглядки  Внутренняя свобода  Естественн ость  Гармоничность  Грациозность  Изящество  Красота

Легкое дыхание относится, на ваш взгляд, к признакам внешней или внутренней красоты? С какими внутренними качествами у вас ассоциируется легкое дыхание?

Чистота нравственная , ф изическая

Способность жить без оглядки

Внутренняя свобода

Естественн ость

Гармоничность

Грациозность

Изящество

Красота

Из дневника Оли Мещерской

  • Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась... Нынче я стала женщиной! Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна. Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала, так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто. Потом заснула у папы в кабинете, а в четыре часа меня разбудила Катя, сказала, что приехал Алексей Михайлович. Я ему очень обрадовалась, мне было так приятно принять его и занимать. Он приехал на паре своих вяток, очень красивых, и они все время стояли у крыльца, он остался, потому что был дождь, и ему хотелось, чтобы к вечеру просохло. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Когда мы гуляли перед чаем по саду, была опять прелестная погода, солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно, и он вел меня под руку и говорил, что он Фауст с Маргаритой. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал в крылатке,— пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная. За чаем мы сидели на стеклянной веранде, я почувствовала себя как будто нездоровой и прилегла на тахту, а он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок ... Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Какие признания в дневнике кажутся вам самыми главными и о чем они говорят? Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Какие признания в дневнике кажутся вам самыми главными и о чем они говорят?

  • Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
Последняя зима в жизни Оли Мещерской.  Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки , что она ветрена, не может жить без поклонников…  Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья , как говорили в гимназии . Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в город­ском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой .

Последняя зима в жизни Оли Мещерской.

Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки , что она ветрена, не может жить без поклонников…

Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья , как говорили в гимназии . Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в город­ском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой .

 А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида , не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.  И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла  его, была с ним близка,  поклялась быть его женой , а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине.  — Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее,— сказал офицер.— Дневник этот, вот он, взгляните, что было написано в нем десятого июля прошлого года.

А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида , не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.

И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой , а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине.

Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее,— сказал офицер.— Дневник этот, вот он, взгляните, что было написано в нем десятого июля прошлого года.

Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.   Грустью овеяна, как и рассказ в целом, последняя строка произведения:

Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.

Грустью овеяна, как и рассказ в целом, последняя строка произведения: "Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре". Для автора слова легкое дыхание олицетворяют юность, буйство жизненных сил и в то же время легкомыслие и бездумье.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

"…Но главное, знаешь ли что? Лёгкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?«

"Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре"

 Композиция рассказа «Легкое дыхание» -   Кладбище -    Период расцвета Оли и последняя  зима в ее жизни, включая разговор с     начальницей -     Трагическая гибель -      Дневник -       Кладбище -       Разговор о        легком дыхании -        Финал         рассказа         («Теперь         это легкое         дыхание…»)

Композиция рассказа

«Легкое дыхание» -

Кладбище -

Период расцвета Оли и последняя зима в ее жизни, включая разговор с начальницей -

Трагическая гибель -

Дневник -

Кладбище -

Разговор о легком дыхании -

Финал рассказа («Теперь это легкое дыхание…»)

Конфликт серое, скучное, безликое общество  и светлый, яркий внутренний мир Оли Мещерской

Конфликт

серое, скучное, безликое общество

и

светлый, яркий внутренний мир Оли Мещерской

" Она ничего не боялась - ни чернильного пятна на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена"

Как композиция помогает понять смысл рассказа? Как композиция помогает понять смысл рассказа?   «Легкое Кладбище Кладбище Лег кое  дыхание» дыхание         Кольцевая  композиция

Как композиция помогает понять смысл рассказа?

  • Как композиция помогает понять смысл рассказа?

«Легкое Кладбище Кладбище Лег кое

дыхание» дыхание

Кольцевая композиция

Два цвета, которые использует Бунин в финале рассказа   1. Женщина в трауре 2. В черных перчатках 3.Зонтик черного дерева 1. Побелели камни 2.Белеет склон неба 3.Белая ограда

Два цвета, которые использует Бунин в финале рассказа

  • 1. Женщина в трауре
  • 2. В черных перчатках
  • 3.Зонтик черного дерева
  • 1. Побелели камни
  • 2.Белеет склон неба
  • 3.Белая ограда
Стихотворение И.Бунина

Стихотворение И.Бунина "Свет незакатный"

Там, в полях, на погосте,

В роще старых берёз,

Не могила, не кости -

Царство радостных грёз.

Летний ветер мотает

Зелень длинных ветвей –

И ко мне долетает

Свет улыбки твоей.

Не плита, не распятье –

Предо мной до сих пор

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока?

Разве ты не со мной?

В нашем прошлом, далёком,

Где и я был иной?

В мире круга земного,

Настоящего дня,

Молодого, былого

Нет давно и меня!

Домашнее задание:  Чья точка зрения вам ближе и почему?   1. Л.А.Смирнова считает, что «Оля … не замечает легкомысленного своего упоения пустыми удовольствиями… Рассказ «Легкое дыхание» развивает коренную тему Бунина – опасного для человеческих отношений и для судьбы личности бессознательного состояния». 2. К.Паустовский утверждал: «Это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя – эпитафия девичьей красоте». 3. Л.С. Выготский свел все содержание бунинского рассказа к любовным связям Оли с Малютиным и казачьим офицером – все это «свело ее с пути».

Домашнее задание: Чья точка зрения вам ближе и почему?

1. Л.А.Смирнова считает, что «Оля … не замечает легкомысленного своего упоения пустыми удовольствиями… Рассказ «Легкое дыхание» развивает коренную тему Бунина – опасного для человеческих отношений и для судьбы личности бессознательного состояния».

2. К.Паустовский утверждал: «Это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя – эпитафия девичьей красоте».

3. Л.С. Выготский свел все содержание бунинского рассказа к любовным связям Оли с Малютиным и казачьим офицером – все это «свело ее с пути».

Домашнее задание: Какую роль в рассказе играет разговор главной героини с начальницей гимназии?  Зачем в произведении о жизни и смерти Оли Мещерской дана история ее классной дамы? Подготовиться к сочинению на тему: « Недоумение счастья

Домашнее задание:

  • Какую роль в рассказе играет разговор главной героини с начальницей гимназии?
  • Зачем в произведении о жизни и смерти Оли Мещерской дана история ее классной дамы?
  • Подготовиться к сочинению на тему:
  • « Недоумение счастья " . Тема любви в рассказах И . Бунина
 Спасибо за   урок!

Спасибо за урок!

Цели и задачи урока: 1. Попытаться понять, что хотел сказать Бунин своим произведением, какова основная мысль рассказа, почему именно такой образ главной героини бы создан писателем. 2. Обучение анализу прозаического произведения и эпизода произведения. 3. Развитие монологической и диалогической речи, искусства выразительного чтения. 4. Формирование экологии чувств. 5. Активизация читательского интереса и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы  в старших классах.

Цели и задачи урока:

1. Попытаться понять, что хотел сказать Бунин своим произведением, какова основная мысль рассказа, почему именно такой образ главной героини бы создан писателем.

2. Обучение анализу прозаического произведения и эпизода произведения.

3. Развитие монологической и диалогической речи, искусства выразительного чтения.

4. Формирование экологии чувств.

5. Активизация читательского интереса и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах.