Урок № 6 _________________
«Я русский композитор, и… это русская музыка»
Цели урока: на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь; показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.
Задачи: пробуждать эмоциональный интерес к музыке; развивать умение анализировать произведение; развивать вокально-хоровые навыки; воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине; воспитывать интерес к отечественной музыке. формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передаёт музыка; воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умения анализировать его содержание и средства выразительности; развитие у учащихся самостоятельного мышления, проявления творчества; Развитие интегративных качеств восприятия, творческих способностей. закрепление навыка чистого интонирования мелодии, точной артикуляции слов при пении;
Ход урока
1. Орг.момент
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
Это всё то, что вас окружает каждый день. И всё это ваша малая Родина, которая приветливо встречает вас каждый день в любое время года. Здесь всегда лучше, чем где-то. Родина подпитывет вас энергией, делает сильнее, мудрее, лучше..А почему? (ответы) В самые трудные времена человек возвращается туда, где его корни, к своей малой Родине. Любовь к ней сродни любви к матери, мы испытывает к ней нежность и самые теплые чувства.
III. Целевая установка ( /)
Мелодизм и певучесть главное средство выразительности русских народных песен.
Многие русские композиторы использовали такую же плавную мелодию в операх, концертах, сюитах, прелюдиях и других произведениях о Родине, о своей стране.
IV. Изучение нового материала ( /)
Разлука с Родиной навсегда может стать для человека большой потерей и даже трагедией.
Давайте мысленно перенесемся с вами в прошлое…..
-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.
1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.
Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.
На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…»
(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)
По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят!..
Музыка этого композитора звучала в начале урока (можно напеть мелодию вокализа).
Как называется произведение и назовите фамилию этого композитора? («Вокализ» С.Рахманинов)
Сергей Рахманинов был не только талантливым композитором, но и замечательным дирижёром, блистательным пианистом. Он был человеком удивительной судьбы. Прирождённый поэт и певец России, он родился под Новгородом, а умер в Америке. Творческий путь композитора был не прост. Он жил на рубеже XIX – XX веков в тяжёлое, во многом переломное, поворотное время в истории России и русских людей. Это время накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. (СЛАЙД .ФОТО) Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе
VI. Закрепление.
Творческое задание: Если бы вы были композиторами того времени, в какую жил Рахманинов, какую бы по характеру музыку вы написали? (высказывания детей)
Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но, наверное, как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. Давайте послушаем его знаменитое произведение, написанное в 1901 году и ответим на вопросы:
- Волновала ли его судьба страны?
-Совпал характер музыки Рахманинова с вашей музыкой?
( слушание 1 части Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)
- Кто участвует в исполнении музыкального произведения? (Фортепиано и симфонический оркестр).
- Значит, мы можем определить жанр музыки? Это опера, балет, симфония?
- Кому принадлежит ведущая роль? (В музыке мы слышим попеременно то фортепиано, то оркестр, они выполняют одинаковую роль)
- Так как же мы назовём это музыкальное произведение? Произведение такого жанра нам уже встречалось. (Концерт для фортепиано с оркестром). (вспомнить термин “концерт” )
Прозвучал Второй Концерт для фортепиано с оркестром, ставший музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине.
АНАЛИЗ МЕЛОДИИ
- На что настраивает нас музыка? (На размышления. Слушая её, хочется думать)
-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?
- Определите отношение Рахманинова к тому, что его окружает по настроению музыки? (тревога, волнение, величавость, напряжение и нежность одновременно. Он любит свою Родину, её природу, относится к ней с трепетом и нежностью )
- Почему вы так решили? (музыка выражает такие чувства, как добро, ласку, нежность, какие-то светлые чувства, лирическая музыка перекликается с тревожной).
- Что роднит мелодию этого произведения с русской народной песней, которую мы пели в начале урока? (певучесть, протяжность, плавность)НАБАТНЫЙ КОЛОКОЛ
- Ребята, а кто обратил внимание на вступление? (фрагмент вступления)
-Эта интонация изобразительная или выразительная?
-Что она выражает? Какое состояние? (напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)
-Ребята, а что изображает интонация вступления?
-Правильно, колокольный звон.
-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?
Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.
-Какое здесь состояние передает интонация вступления?
Удары набатного колокола во вступлении – предчувствие, ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…
Вывод: Рахманинов – человек, который любил свою страну, показал в музыке ее красоту, силу. Но все же мы слышим в музыке- тревогу, волнение, предчувствие каких-то событий.
…..1917 год оказался в судьбе композитора роковым.
“Осень 1917 года. Машина подъехала к усадьбе. Возле дома размахивали руками какие-то мужики, а другие выносили оттуда разную утварь. Но не это потрясло Рахманинова: широкие окна во втором этаже распахнулись, там показалось нечто большое, черное, сверкающее,- надвинулось на подоконник, выпятилось наружу и вдруг грохнулось вниз. И лишь ударившись о землю и взвыв оборванными струнами, обнаружило свою сущность кабинетного рояля “Стейнвей”.
Волоча ноги, как дряхлый старик, Рахманинов побрёл к дому. Мужики заметили его, когда он оказался рядом с трупом рояля, и оцепенели. У них не было личной ненависти к Рахманинову, и если в отсутствие он становился “барин” и “помещик”, то живой его образ напоминал, что он не просто барин, совсем не барин, а нечто другое, далеко не столь им враждебное.
- “Ничего, продолжайте” - рассеянно проговорил Рахманинов и остановился над черными блестящими досками, чей смертельный взвой продолжал звучать в его ушах.
Он глядел на … еще дрожащие струны, на разбросанные кругом клавиши… и понимал, что никогда не забудет этой минуты”.
Не в силах понять происходящего и расценивая всё как всенародное бедствие, Рахманинов принимает решение временно покинуть Россию. И уезжает с тяжёлым чувством, ещё не зная, что уезжает навсегда, и что много раз пожалеет о том, что сделал этот шаг.
Впереди его ждала новая жизнь, громкий успех и безмерная тоска по Родине.
Находясь в эмиграции более 25 лет, он не создал ничего нового, сочинял очень редко. Его музыка, его сердце были с Россией.
Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.
Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.
Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева
VII. Подведение итогов.
слова Л. Дербенева
музыка И. Космачева
Так устроен мир,
Что тоскуем мы
По родимой стороне.
Белый свет не мил,
Где бы ты ни жил,
Даже в сказочной стране.
Припев:
Вот и мне всю ночь
Снится вновь и вновь
Сторона моя.
Снится мне та земля,
Где родился я.
Там сейчас в лугах —
Теплые стога,
А в ручьях вода, как лед.
И над той землей
Летом и зимой
Воздух сладкий, словно мед.
Припев.
Так устроен мир,
Что тоскуем мы
По родимой стороне.
Хлеб — как лебеда,
И горчит вода —
Даже в сказочной стране.
Припев.