СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«я выбираю профессию»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««я выбираю профессию»»

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-ГО КЛАССА ПО ТЕМЕ: «я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ»

Цель:

— оказание действенной помощи учащимся 10-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:
— формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
— активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
— вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
— формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Учитель: Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. На классном часе мы отправимся с вами в удивительный мир профессий.

(Слова читает учитель) слайд 2

Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека

Древнеримский философ.

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова древнего философа?

(Рассуждение детей 2 -4).

Учитель. Действительно, жизнь человека — череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин — запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

2. Психологический тест

 Тестирование с геометрическими фигурами.

Используя геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. На выполнение дается 30 секунд. Подсчитать количество треугольников.

1 тип. 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

2 тип. 5 треугольников – хорошие организаторские способности, ответственный исполнитель. Данный тип людей обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным к нему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Такой человек ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, то есть характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. 

3 тип 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов, склонность к индивидуальной работе. Данный тип людей характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно этим людям тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании.

4 тип. 3 треугольника – тип ученого, объективен, рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, отличаются способностью разрабатывать все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

5 тип. 2 треугольника — интерес к искусству и человеку, тонко чувствует все новое и необычное. Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, ее высокой истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества.

6 тип.1 треугольника – изобретатель, конструктор, художник, обладает богатым  воображением. Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
«Закончить предложения»: 

Люди работают ради…( удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».)

Настоящий труд – это…( это самоотдача и творчество.)
При выборе профессии люди часто не учитывают… (понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.  Хочу — своё желание. Могу — свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. Надо — потребности рынка труда.)

В любом профессиональном труде самое важное…(знания, и умение их применять на практике.) 

Счастье – это…(. Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.

Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком)
В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов: слайд 3

Слайд 4

1тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с объектами, явлениями живой и неживой природы.

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Слайд 5

2 тип: человек-техника. Это могут быть пилоты, матросы, водители, электромонтеры, слесари, механики, использующие технические устройства.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Слайд 6

3 тип: человек-человек. Для этих профессий предметом является другой человек, а деятельностью — необходимость общения с другими людьми.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Слайд 7

4 тип: человек — знаковая система. У людей этих профессий должно быть хорошо развито абстрактное мышление. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист, бухгалтер, ученые, лаборанты и др.

Слайд 8

5 тип: человек — художественный образ. Это люди живого образного мышления, имеют художественную фантазию. Это художники, писатели, дизайнеры и др.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, дизайнеры, литературный работник.

Тест «Профпригодность»

Учитель: Итак,  с профессиями мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» — 2, «в» — 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов — советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте — вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Учитель: а теперь давайте поговорим о мотивах выбора той или иной профессии.

Слайд 9 Учёные – социологи подсчитали, что примерно 40 % молодёжи из – за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним побуждениям. Это влечёт за собой разочарования, даже психические расстройства.

Слайд 10 Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

В результате молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Учитель: Ну что же, давайте сделаем вывод. Чтобы правильно выбрать профессию, надо сориентироваться в трех вещах: я хочу, я могу, надо.

Слайд 11

В ыбор

Я хочу Я могу

(склонности) (способности)

Надо

(потребность на рынке)

Выражением «я хочу» условно обозначают склонности человека. Определите свои желания, потребности в определенных видах деятельности, от этого зависит интерес к работе.

Выражением «я могу» условно выражают способности человека. Оцените свои наклонности, свойства характера, состояние здоровья, темперамент.

Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким из них можно найти работу. Иначе говоря, определите, что в ближайшее время «надо».

Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая привлекательна для вас, соответствует вашим способностям и пользуется спросом на рынке труда.

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. Слайд 12 Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). В окружность «хочу» попали наши желания. Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). В окружность «могу» попали наши таланты, способности, возможности. В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). В окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Слайд 13

Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения. Как вы думаете, какой вариант самый удачный? (№3)

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

 Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. (№ 1.)

 Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

 Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А программисты сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

Как вы думаете, какая окружность у всех одинаковая? (Ребята отвечают) Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?


10-самых востребованных профессий будущего. Слайд 14

На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда — сфера прогнозируемая. Как показали исследования социологов, в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:

1. Инженерные специальности.

По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.
2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
Программист — это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.
В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт — не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер — одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.
3. Нанотехнологии.

Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями. Нанотехнологии — это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии — это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.

По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
Биотехнологии — технологии, использующие биологические системы и их элементы.
В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.
Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии. Вполне вероятно, что рабочие биочипы — дело весьма недалекого будущего.

5. Маркетинг и продажи.

Экспертами прогнозируется, что лет через 9-10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог — это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога — руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

6. Специальности, связанные с сервисом.

Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

7. Логистика.

Дальнейшая интеграция Росси в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов.  «Логистика — теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения».
Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.

8. Экология.

Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г.
И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой — расширяться спектр требований к защитникам природы. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.
9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.
Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.
10. Химия.

Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика — и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

А теперь давайте обратимся к статистике нашей школы, посмотрим какое же предпочтение отдают наши выпускники и какое учебное заведение занимает лидирующее место в списке выбора, куда пойти учиться.

Слайд 15

Конечно же это не все учебные заведения, их в нашем городе достаточно много. слайд 16-17

Рефлексия

Педагог: Ребята, наш классный час подходит к концу. Я надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое.


Заключительное слово: Наш классный час я бы хотела закончить вот этими словами: Слайд 18 «Любой маршрут осилит идущий, а быстрее к цели приходит тот, кто разработает несколько путей! Желаю вам выбрать такую профессию, чтобы ваша работа в будущем была успешной и приносила вам удовольствие.



























1. Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.


2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.


3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.


4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.


5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…