Урок живой мир
Тема: «Ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Ягоды.»
Цели: 1. Ознакомить учащихся с разнообразием растений, с питательными и целебными
свойствами ягод; учить сравнивать ягоды по окраске, форме, вкусу, отличать их от
других ягод.
2. Развивать и корригировать связную устную речь, умение сравнивать предметы,
анализировать.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: предметные картинки, презентация, раскраски.
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Артикуляционная зарядка: А) упр. «Змея», «Хоботок», «Возд. шарик»
Б) упр. «Ветерок».
3. Речевая разминка: игра «Волшебные превращения».
- Превратите слова в двусложные и трехсложные:
ключ — ключик — ключики; стол - … - …;
зонт - … - …; винт - … - …;
шар - … - …; дождь - … - … .
4. Повторение пройденного материала: бахчевые культуры- арбуз, дыня.
5. Введение в тему: - Послушайте загадки:
* Бусы красные висят, * Я красна, я кисла,
Из кустов на нас глядят. На болоте я росла.
Очень любят бусы эти Дозревала под снежком,
Дети, птицы и медведи. (Малина.) Ну–ка кто со мной знаком? (Клюква.)
* Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не подойдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника.)
- Как одним словом можно назвать отгадки? (Ягоды.)
6. Сообщение темы и целей урока: - Кто догадался, какая тема урока у нас сегодня?
- Правильно. Мы сегодня отправляемся в лес.
7. Работа по теме урока: А) (сл 3.) Учитель читает стих-ие:
- Мы сегодня входим в лес Всё узнаем без утайки,
Полный тайн и чудес. Разгадаем его тайны.
- (сл.4) А узнаем мы сегодня, какие ягоды растут в лесу, все ли ягоды можно есть
и полезны ли они. Но отправимся мы в лес не одни. Посмотрите, кто пойдёт с
нами. (сл. 5)
- Ребята, Маша предлагает нам отправиться в ягодную страну. Готовы?
Тогда отправляемся.
Физкультминутка: Корзинки с полочки возьмем (потягивание)
В лес по ягоды пойдём (шагают)
Ягодок мы соберём (наклоны)
Полные корзины (руки в стороны).
Б) Работа по учебнику: - Откройте учебник на странице «Содержание».
Найдите тему урока. (стр.56) - Откройте эту страницу.
- Рассмотрите внимательно и скажите, какие ягоды нашла Маша в лесу.
- Давайте, ещё раз их посмотрим и запомним. (сл.6 – 9)
- Какие из этих ягод растут у нас в крае? (Малина, рябина.)
- Кто из вас собирал ягоды, и какие?
- Ребята, как вы думаете, являются ли ягоды плодами? (Являются, т.к. внутри
ягод есть семена.)
- Можно ли есть эти ягоды? - Тогда как они будут называться?
- Они вкусны, питательны, свежими ягодами можно утолить жажду.
- Расскажите, какие эти ягоды по форме, цвету, на вкус.
- Маша хочет познакомить нас с теми ягодами, которые нельзя есть. Их называют
несъедобные, ядовитые. Рассмотрите на следующей странице, какие это ягоды.
(Волчье лыко, вороний глаз, ландыш, волчья ягода)
- Ребята, растительный мир нашего края очень богат. Растения нас лечат, кормят.
Дают нам чистый воздух, тень в жару. Но есть и такие растения, которых мы
должны избегать. Это ядовитее растения. Давайте внимательно их рассмотрим.
(сл.11- 15) - Вороний глаз. Растёт ли в нашем крае это растение?
- Ребята, если это растение ядовито для человека, надо ли его уничтожать?
(нет, потому что этими ягодами питаются птицы)
(Волчье лыко. Волчья ягода. Ландыш.)
- Кто из вас видел ландыш? Запомните, его ягоды ядовиты.
Физкультминутка.
8. Закрепление материала: А) Индивидуальная работа:
- Раскрасьте рисунки ягод. Красным карандашом отметьте ядовитые.
Б) Игра «Верно – неверно». - Я буду называть предложения, а вы
заканчивайте словами верно или неверно.
- с куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной.
- собираем ягоды земляники с кустиками
- собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение
- собираем ягоды возле железных и автомобильных дорог
- пробуем незнакомые ягоды на вкус
- едим только вымытые ягоды . Анализ ответов детей.
9. Подведение итога урока, оценивание уч-ся.
- Какие бывают ягоды? - Назовите съедобные ягоды.
- Назовите ядовитые ягоды.