МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Пензенской области
«Кузнецкая школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
Конспект внеклассного занятия по русскому языку
«КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
(7 кл.)
Учитель: Юрьева Н.Ф.
г. Кузнецк
2023 год
Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса
Тема: Игра – викторина «Крестики – нолики».
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения игровых, здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
повторить программный материал по русскому языку и чтению на игровой, состязательной основе;
развивать умение переносить знания в новые, нестандартные ситуации;
воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: игровое поле с названиями конкурсов (9 секторов), конверты с заданиями для команд, таблички с названиями команд, песочные часы, табличка «жюри», таблички X,O для жюри, грамоты, шарики для жеребьёвки.
Участники: две команды “Крестики” и “Нолики”, жюри.
Правила игры.
Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле в клетке с названием выигранного конкурса.
Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.
Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака. В этом суть игры «Крестики-нолики».
Если командам не удается выстроить три свои знака подряд, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «О» и «Х», побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом поле.
Ход игры.
I. Орг. момент.
- Я надеюсь, что сегодня у всех вас хорошее настроение? А по-другому и быть не может, ведь сегодня мы с вами немного поиграем! Нашу игру мы посвятим русскому языку.
II. Актуализация знаний.
- В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. Давайте послушаем, как говорили выдающиеся люди о нашем родном языке.
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
- Путь нам, предстоит тернист, но думаю, мы с вами справимся.
III. Сообщение правил игры.
- Вам нужно проявить свой командный дух, собранность, включить всю свою фантазию и воображение. А заодно и заглянуть в глубины своей памяти…. Чтобы стать лучшими в сегодняшней игре вам пригодится весь ваш багаж знаний, который вы получили на уроках русского языка.
(Игроки с помощью жеребьёвки рассаживаются за столы «X» и «О»)
- Итак, у нас готовы 2 команды: «Крестики» и «Нолики», есть игровое поле. Но поле-то непростое. Каждая клетка таит в себе какое-то задание, и свой знак на клетке поставит та команда, которая с этим заданием справится лучше и быстрее.
Внимание! В погоне за скоростью не забывайте качество, оно будет оцениваться в первую очередь. Победит в игре тот, кто, как и в обычной игре «крестики-нолики», скорее соберет линию из 3-х одинаковых знаков.
Правила понятны? А если команды не смогут собрать линии, то выигравшей будет считаться команда, у которой больше знаков на игровом поле.
IV. Проведение игры.
- Крестики по традиции получают право первыми сделать ход. В нашем случае это означает – выбрать клетку с заданием.
На доске игровое поле из 9 секторов.
1 “Убери скобки” | 2 “Найди ошибку” | 3 “Четвертый лишний” |
4 “Наоборот” | 5 “Старая пословица – век не сломится” | 6 «Ребусы» |
7 “Ох, уж эти падежи!” | 8 “Найди пару” | 9 «Чудесное слово» |
Команда выбирает сектор для игры, задание выполняют обе команды, выигравшая команда ставит на игровом поле свой знак.
1 сектор “Убери скобки”
(У)знал (у)друга_______________________________________________
(по)смотрел (по)телевизору_____________________________________
(с)катился (с)горки____________________________________________
(за)бежал (за)дом______________________________________________
2 сектор “Найди ошибку”
Каждой команде даётся листок с напечатанным заданием. Предложения содержат ошибки. Задача ребят – найти и исправить ошибки. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.
Мальчик полоскал собаку.
Все спустились с горы, а Витя все слизал.
На ёлке весят хлопушки.
Старик поседел на лавочке и пошел домой.
Цветы увидали от жары.
3 сектор “Четвертый лишний”
Каждой команде выдаётся листок с напечатанными на нем словами в группах. Одно слово в каждой группе лишнее. Задача ребят – найти, зачеркнуть его и объяснить, почему они так решили. Не забывайте, что игра посвящена русскому языку. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.
Красный, зеленый, желтый, зелень ( зелень – существительное)
Река, трава, озеро, земля (озеро – 2скл. или средний род)
Рисую, читаем, пишу, решаю (читаем – множественное число)
Горец, горный, гореть, пригорок (гореть –не родственное)
Жук, лиса, нора, павлин (нора – неодушевленный предмет)
4 сектор “Наоборот”
Записать к данным словам противоположное значение.
Быстро -
Трус -
Умный -
Глубокий -
Чёрный -
Весёлый –
Добрый –
Хороший -
5 сектор “Старая пословица – век не сломится”
Ведущий раздаёт командам конверты, в них разрезанные пословицы. Нужно правильно сложить и зачитать пословицу. Победа в данном конкурсе, того, кто первым это сделает.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Пчела мала, да и та работает.
Шило в мешке не утаишь.
6 сектор «Ребусы»
Участникам предлагается разгадать ребусы, которые раздаются им в конвертах.
7 сектор “Ох, уж эти падежи!”
В скобках укажите падеж существительных.
о школьных праздниках ( )
у синего моря ( )
к старому сараю ( )
весёлая песня ( )
белую берёзу ( )
родным краем ( )
8 сектор “Найди пару”
Дом - жилище
Алфавит - азбука
Машина - автомобиль
Роза - василёк
Скакалка - мяч
Книга – журнал
9 сектор «Чудесное слово»
К каждой группе прилагательных подберите одно существительное, которое по смыслу подходит ко всем прилагательным.
1. Дремучий, заповедный, непроходимый ____________________ ________
2. Математический, дорожный, препинания ___________________________
3. Солнечная, безветренная, чудесная __________________________________
4. Морозный, свежий, чистый ________________________________________
V. Подведение итогов игры.
VI. Награждение.
- Я хочу закончить наше мероприятие словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
VII. Рефлексия.
- Что понравилось в игре?
- Кто, по вашему мнению, был сегодня «сильным звеном» в команде?
- Чему научились?
- Получилась ли у вас работа в команде?
- Какой вывод сделали для себя?
- На этом наш необычный урок закончился. Спасибо за участие.