СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Играй, гармонь!

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осетинская гармоника (фандыр) появилась у осетин не так давно – в XIX веке. По преданию, появление у алан-осетин первого музыкального инструмента (дыууадаестаенон фаендырдвенадцатиструнная арфа) связано с именем Сырдона, одного из персонажей Нартовского эпоса.

Когда Сырдон, донимавший нартов своими проделками, в очередной раз подшутил над ними, они разгневались не на шутку, убили его детей и бросили в кипящий котел. Убитый горем отец, обливаясь слезами, сделал из их костей корпус арфы, а из вен -струны и в отчаянии запел... 

Просмотр содержимого документа
«Играй, гармонь!»

Играй, гармонь! Подготовила: Зарема Шакоевна Зайналова

Играй, гармонь!

Подготовила: Зарема Шакоевна Зайналова

Осетинская гармоника (фандыр) появилась у осетин не так давно – в XIX веке. По преданию, появление у алан-осетин первого музыкального инструмента (дыууадаестаенон фаендыр – двенадцатиструнная арфа) связано с именем Сырдона, одного из персонажей Нартовского эпоса. Когда Сырдон, донимавший нартов своими проделками, в очередной раз подшутил над ними, они разгневались не на шутку, убили его детей и бросили в кипящий котел. Убитый горем отец, обливаясь слезами, сделал из их костей корпус арфы, а из вен -струны и в отчаянии запел... 

Осетинская гармоника (фандыр) появилась у осетин не так давно – в XIX веке. По преданию, появление у алан-осетин первого музыкального инструмента (дыууадаестаенон фаендыр – двенадцатиструнная арфа) связано с именем Сырдона, одного из персонажей Нартовского эпоса.

Когда Сырдон, донимавший нартов своими проделками, в очередной раз подшутил над ними, они разгневались не на шутку, убили его детей и бросили в кипящий котел. Убитый горем отец, обливаясь слезами, сделал из их костей корпус арфы, а из вен -струны и в отчаянии запел... 

Праотцом современной осетинской гармошки считается «вятская тальянка».Однорядная «вятская тальянка» — прародительница современной гармоники, она покорила Северную Осетию еще в конце XIX столетия.

Праотцом современной осетинской гармошки считается «вятская тальянка».Однорядная «вятская тальянка» — прародительница современной гармоники, она покорила Северную Осетию еще в конце XIX столетия.

Музыкальные инструменты осетин Хъисын фандыр Зала-фандыр Уадындз Двенадцатиструнная арфа (фандыр)

Музыкальные инструменты осетин

Хъисын фандыр

Зала-фандыр

Уадындз

Двенадцатиструнная арфа (фандыр)

 Булат Газданов

Булат Газданов

 Булат Газданов известен в Осетии как непревзойденный гармонист и талантливый композитор. Диапазон его творческой деятельности достаточно широк. Более тридцати лет он является художественным руководителем и дирижером оркестра народных инструментов телерадиокомпании «Алания». Одновременно он занимается исполнительской, концертмейстерской, композиторской, научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Знаток и собиратель национального осетинского музыкального фольклора, он является автором учебного пособия «Школа игры на осетинской гармонике для 1 — 2 классов музыкальной школы»

Булат Газданов известен в Осетии как непревзойденный гармонист и талантливый композитор. Диапазон его творческой деятельности достаточно широк. Более тридцати лет он является художественным руководителем и дирижером оркестра народных инструментов телерадиокомпании «Алания». Одновременно он занимается исполнительской, концертмейстерской, композиторской, научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Знаток и собиратель национального осетинского музыкального фольклора, он является автором учебного пособия «Школа игры на осетинской гармонике для 1 — 2 классов музыкальной школы»

Родился в 1936 году , в селе Ольгинское, Северной Осетии. После окончания средней школы в 1952 году, он поступает в Орджоникидзевское музыкальное училище, сразу на три отделения: дирижерско-хоровой, домры и гобоя. В 1957 году он поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных). В 1959 году поступил на работу в оркестр Радиокомитета СОАССР, и одновременно в Осетинский театр. В 1966 году поступил в Северо-Осетинский медицинский институт, но прервал обучение Награды и звания Народный артист России (2008) Заслуженный артист России (1993) Народный артист СОАССР Заслуженный артист СОАССР Государственная премия СОАССР им. К. Л. Хетагурова

Родился в 1936 году , в селе Ольгинское, Северной Осетии. После окончания средней школы в 1952 году, он поступает в Орджоникидзевское музыкальное училище, сразу на три отделения: дирижерско-хоровой, домры и гобоя. В 1957 году он поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных). В 1959 году поступил на работу в оркестр Радиокомитета СОАССР, и одновременно в Осетинский театр. В 1966 году поступил в Северо-Осетинский медицинский институт, но прервал обучение

Награды и звания

  • Народный артист России (2008)
  • Заслуженный артист России (1993)
  • Народный артист СОАССР
  • Заслуженный артист СОАССР
  • Государственная премия СОАССР им. К. Л. Хетагурова
Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Борис Александрович Галаев , чрезвычайно много сделавший для профессионального изучения осетинского музыкального фольклора, дает свое объяснение истории происхождения осетинской гармошки: «...Ирон-кандзал-фандыр (осетинская гармонь) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь». С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных инструментов в Осетии.

Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Борис Александрович Галаев , чрезвычайно много сделавший для профессионального изучения осетинского музыкального фольклора, дает свое объяснение истории происхождения осетинской гармошки: «...Ирон-кандзал-фандыр (осетинская гармонь) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь». С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных инструментов в Осетии.

В музыкальный мир Осетии Булат Газданов вошел в конце 50-х годов, когда счастливые перемены произошли не только в обществе, но и в сознании людей,. Творческий подъем наблюдался тогда и в культуре Осетии. Что же касается народной осетинской музыки, то ее успехи определялись талантливой игрой на осетинской гармошке Земфиры Калмановой, Надежды Ходовой, Серафимы Икаевой, Венеры Дзерановой,Ирины Мистуловой.. .   Игра Ирины Мистуловой с характерным для нее искусным и щедрым перебором клавиш отличается неповторимым тембровым богатством, которое создает удивительную мелодическую ауру, рождающую в душе слушателя настроение сладостно-торжественной праздничности, приподнимающей его над сумятицей и обыденностью.

В музыкальный мир Осетии Булат Газданов вошел в конце 50-х годов, когда счастливые перемены произошли не только в обществе, но и в сознании людей,. Творческий подъем наблюдался тогда и в культуре Осетии. Что же касается народной осетинской музыки, то ее успехи определялись талантливой игрой на осетинской гармошке Земфиры Калмановой, Надежды Ходовой, Серафимы Икаевой, Венеры Дзерановой,Ирины Мистуловой..

.  

Игра Ирины Мистуловой с характерным для нее искусным и щедрым перебором клавиш отличается неповторимым тембровым богатством, которое создает удивительную мелодическую ауру, рождающую в душе слушателя настроение сладостно-торжественной праздничности, приподнимающей его над сумятицей и обыденностью.

И.Мистулова С.Икаева Известные  гармонистки В.Дзеранов а С.Ревазова

И.Мистулова

С.Икаева

Известные

гармонистки

В.Дзеранов а

С.Ревазова

Игру Серафимы Икаевой можно было услышать в спектаклях, в которых она принимала участие. Будучи актрисой лучезарной, она как будто светилась на сцене. И на гармошке она играла так же радостно, с очаровательным кокетством и легкостью,. Сима Ревазова была в те годы молодой, но уже известной солисткой оркестра народных инструментов при Северо-Осетинском радиокомитете. Она играла проникновенно, лирично, возвышенно. Ее игра на гармошке отличается особой изысканностью исполнительской культуры. Каждая мелодия в ее исполнении является своеобразным монологом женщины с тонкой душой и богатым внутренним миром,..

Игру Серафимы Икаевой можно было услышать в спектаклях, в которых она принимала участие. Будучи актрисой лучезарной, она как будто светилась на сцене. И на гармошке она играла так же радостно, с очаровательным кокетством и легкостью,.

Сима Ревазова была в те годы молодой, но уже известной солисткой оркестра народных инструментов при Северо-Осетинском радиокомитете. Она играла проникновенно, лирично, возвышенно. Ее игра на гармошке отличается особой изысканностью исполнительской культуры. Каждая мелодия в ее исполнении является своеобразным монологом женщины с тонкой душой и богатым внутренним миром,..

. Хроматическая же, которая появилась много позже, богата по клавиатуре и технологии. Она обладает богатейшим звучанием звукоряда. . хромотическая диатоническая " width="640"

Осетинская гармошка имеет два вида: диатонический и хроматический. Диатоническая гармонь, появившаяся очень давно, имеет простую клавиатуру, довольно ограниченные возможности. Это - «однорядка. Хроматическая же, которая появилась много позже, богата по клавиатуре и технологии. Она обладает богатейшим звучанием звукоряда. .

хромотическая

диатоническая

Именно хромотической гармони и посвятил Газданов всю свою жизнь, занявшись ее возрождением

Именно хромотической гармони и посвятил Газданов всю свою жизнь, занявшись ее возрождением

Через многое пришлось пройти замечательному музыканту, чтобы отстоять и провести в жизнь начатое им дело - обучение игре на осетинской гармошке по нотам. Пришлось выдержать и злобные иронические насмешки, и недоброжелательность, столкнуться с демагогией, незаинтересованностью, тенденциозностью. Газданову потребовались годы упорного профессионального труда, чтобы доказать свою правоту. И он доказал ее своим блестящим искусством гармониста, виртуозно, профессионально владеющим сегодня народным старинным музыкальным инструментом.  Таким образом, можно заключить следующее: ирон фæндыр, пройдя этапы становления и расцвета осетинской музыкальной культуры, хранит то, что называется характером и душой народа, неизменно привлекая к себе и исполнителей, и слушателей.

Через многое пришлось пройти замечательному музыканту, чтобы отстоять и провести в жизнь начатое им дело - обучение игре на осетинской гармошке по нотам. Пришлось выдержать и злобные иронические насмешки, и недоброжелательность, столкнуться с демагогией, незаинтересованностью, тенденциозностью. Газданову потребовались годы упорного профессионального труда, чтобы доказать свою правоту. И он доказал ее своим блестящим искусством гармониста, виртуозно, профессионально владеющим сегодня народным старинным музыкальным инструментом. 

Таким образом, можно заключить следующее: ирон фæндыр, пройдя этапы становления и расцвета осетинской музыкальной культуры, хранит то, что называется характером и душой народа, неизменно привлекая к себе и исполнителей, и слушателей.

1. http://13.img.avito.st/1280x960/1661689913.jpg Гармошка 2.http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=602 Дзеранова В 3. http://img2.ntv.ru/home/news/20090308/garmon_std.jpg Сима Ревазова 4. http://bezformata.ru/content/Images/000/030/382/image30382716.jpg Мистулова 5.  http://dg50.mycdn.me/getImage?photoId=529911293875&photoType=0 Газданов  6.http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/67686/bio/ Сирафима Икаева 7 http://osetia.kvaisa.ru/wp-content/uploads/2011/06/IMG_0355.JPG сборник 8. http://ossetians.com/pictures/galaev%20boris.jpg  9. http://umotnas.ru/umot/referat-bayannoe-iskusstvo-rossii-i-chaste-solisti/8.jpg  10. http://60.img.avito.st/640x480/1003518160.jpg  11. http://eomi.ru/img/woodwind/svirel_1.jpg  12. http://vladikavkaz.torginform.ru/content/visitor/images/201307/28/f20130728123109-2012-i-2013-mart-012.jpg  13. http://osinform.ru/uploads/posts/2010-04/1271005479_sh.jpg  14. http://www.ru.all.biz/img/ru/catalog/1390789.jpeg  15. http://i.ytimg.com/vi/IePMhOk85ng/hqdefault.jpg  16. http://i.ytimg.com/vi/r_a6-L0Ansk/sddefault.jpg  17. http://www.tvir.ru/uploads/posts/2012-02/1329124605_1.jpg  18. http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=597   Ссылки на интернет ресурсы.

1. http://13.img.avito.st/1280x960/1661689913.jpg Гармошка

2.http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=602 Дзеранова В

3. http://img2.ntv.ru/home/news/20090308/garmon_std.jpg Сима Ревазова

4. http://bezformata.ru/content/Images/000/030/382/image30382716.jpg Мистулова

5. http://dg50.mycdn.me/getImage?photoId=529911293875&photoType=0 Газданов

6.http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/67686/bio/ Сирафима Икаева

7 http://osetia.kvaisa.ru/wp-content/uploads/2011/06/IMG_0355.JPG сборник

8. http://ossetians.com/pictures/galaev%20boris.jpg

9. http://umotnas.ru/umot/referat-bayannoe-iskusstvo-rossii-i-chaste-solisti/8.jpg

10. http://60.img.avito.st/640x480/1003518160.jpg

11. http://eomi.ru/img/woodwind/svirel_1.jpg

12. http://vladikavkaz.torginform.ru/content/visitor/images/201307/28/f20130728123109-2012-i-2013-mart-012.jpg

13. http://osinform.ru/uploads/posts/2010-04/1271005479_sh.jpg

14. http://www.ru.all.biz/img/ru/catalog/1390789.jpeg

15. http://i.ytimg.com/vi/IePMhOk85ng/hqdefault.jpg

16. http://i.ytimg.com/vi/r_a6-L0Ansk/sddefault.jpg

17. http://www.tvir.ru/uploads/posts/2012-02/1329124605_1.jpg

18. http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=597

Ссылки на интернет ресурсы.