СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Играя - развиваем речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Просмотр содержимого документа
«"Играя - развиваем речь"»

Мастер-класс для воспитателей в детском саду

«Играя - развиваем речь»

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление не литературных слов и выражений.
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Поэтому встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры. С помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

Тема мастер-класса: «Играя развиваем речь ребенка»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Игра «Нет» или «Да»
Сейчас я попрошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.


1-я игра  «Загадки обманки ».



В работе он помощник наш, всем дозвониться… (карандаш?)

На животе висит карман, в нем дочку носит… (пеликан?)

Собирает с грядок внук сто стручков зеленый… (лук?)

Когда луч солнечный потух, в лесу завыл большой …(петух?)

Он зовется царь зверей ,потому что… (воробей?)

В огороде до сих пор под землею… (помидор?)

Серый шарик только тронь, всех уколет тихий… (конь?)

Ему бананы рвать не лень, свой хобот вытянул…(олень?)

По лесу идем, в лукошки наберем одной…(картошки?)

Друга лучше не найдешь, лает громко верный…(еж?)



2-я игра «Подбери названия пяти предметов к каждому сочетанию слов»  ( игру можно проводить с мячом)

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно есть…

Можно гладить…

Можно варить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно разрезать…

Можно бросать…

Можно измерять…



3 ‒ я игра «Ребусы» (ребусы на экране)

1.Весна

2.Апрель

3.Ландыш

4.Ручей

5.Капель

6.Подснежник



4 ‒ я игра «Волшебные баночки»

Берем баночку подносим фонарик и отвечаем на вопрос «Какой джем?», «Какое варенье?»

Цель: Закрепить умение образовывать относительные прилагательные с существительными и согласовывать их по родам.





5 - я игра Пальчиковая игра с платочками «Проглот»

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой, можно произносить следующие слова:

У меня живет проглот

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота

Эту игру можно усложнять, выполняя движения правой и ли левой рукой поочередно, или двумя руками вместе.



6 - я игра «Ошибки Незнайки» (исправь ошибки)

Уборщица шьет головные уборы…

Плотник делает плоты…

Машинист чинит машины…

Водитель водит хороводы…

Секретарь хранит секреты…

Пожарный обжаривает продукты…

Часовой чинит часы...

Строитель учит ходить строем…

Садовник заведует детским садом…

Портной работает в порту…

Механик шьет изделия из меха…

Тепличница следит за теплом в домах…

Парикмахер‒ тот кто делает парики…

Курьер ‒тот кто ухаживает за курами…

Оператор‒ тот кто делает операции…

Журналист продает журналы…

Переводчик переводит людей через улицы…

Пример: Уборщица убирает в школах, подъездах, офисах, и др.помещениях.



7- я игра «Разбери завал»

   Вам даны кирпичики со словами, их нужно расставить так чтобы получилось предложение.


1.Здравствуйте гости, жители прекрасной земли!


2.Счастья вам, мира и добра!


3.Берегите землю, она вам одна1



Рефлексия:  Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

        Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым, слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но всё -же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый,  который не потерял в себе волшебника!

        Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.