Игровые технологии
на уроках окружающего мира
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Самые большие возможности для развития личности предоставляют игровые технологии.
Игра - «это один из видов деятельности человека». Но источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру.
Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а учителю отводится роль организатора и управленца. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, получить нужную информацию.
Психологи доказали, что в игре:
- интенсивно развивается психика,
- с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание,
- обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Игра - естественное состояние ребенка. Игра - это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Игра - это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию.
Я бы хотела более подробно рассказать об игровых технологиях, которые использую на уроках окружающего мира. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. Учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие трудности. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Достичь этого можно, используя игровые технологии.
Игры, применяемые на уроках окружающего мира, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:
1) настольные игры
2) дидактические игры
3) подвижные игры
4) деловые игры
5) интеллектуальные игры
I. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т. д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
II. Дидактические игры.
Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе.
Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.
а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.
б) Определение природных зон по иллюстрациям. По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир.
Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона.
III. Подвижные игры.
а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно использовать лишь детали костюмов.
б) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е.Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.
в) Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.
IV. Деловые игры.
Часто в урок вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия.
Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.
3) Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.
Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
V. Интеллектуальные игры.
Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т. д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.
Отгадывание загадок, шарад младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра: «Угадай по описанию»
Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск предмета по загадке-описанию.
Оборудование: Учитель вывешивает на доске иллюстрации отгадываемых растений и животных. По перечисленным признакам и описаниям учащиеся должны угадать объект.
Ход игры: Описание даётся в медленном темпе, так чтобы учащиеся смогли увидеть и рассмотреть всё то, о чём говорит учитель. Дети могут работать коллективно, или индивидуально, записывая предметы под номерами в тетрадь. Можно предложить работу и в группах. Каждой группе даётся описание одного или нескольких объектов и по картинкам на доске они должны догадаться о чём идёт речь.
УГАДАЙ ДЕРЕВО ПО ОПИСАНИЮ:
Это самое любимое, родное для каждого человека дерево. Его можно назвать символом России. Красавица эта, белоствольная с зелёными кудрями. /берёза/
Это громадное дерево до 40м высотой. У него толстый ствол с извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что стоит русский богатырь. Древние люди считали дерево магическим и приносили ему жертвы. /дуб/
Это аккуратное, изящное дерево. Издали оно похоже на наконечник огромной, нацеленной в небо пики - – так прям её ствол. Дерево не требовательно к свету и может хоть всю жизнь расти в тени более рослых деревьев. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а меняет их постепенно в течении нескольких лет. /ель/
Любимое место этого дерева – берега рек и прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя над ней в глубоком поклоне свои «плакучие» ветки. Эти ветки такие гибкие, что местные люди плетут из них корзины. Дерево укрепляет берега каналов и водохранилищ, откосы плотин. /ива/
У этого дерева высокий, стройный ствол и длинная голубоватая хвоя. Оно одаривает сибиряков вкусными и очень питательными орешками. /кедр/
Дерево очень неприхотливо, хорошо растёт в тени, и на скудных почвах. Осенью никто не может с ним сравниться по красоте. Листья у него красные, жёлтые, багряные, зелёные, оранжевые. /клён/
Главные владения этого дерева – Сибирь. Как и других хвойных, у неё вместо листьев хвоинки. Правда, хвоинки не колючие, а мягкие, словно - шелковистые. На зиму они опадают. /лиственница/
Листья этого дерева осенью не меняет свою окраску. Какими зелёными они были летом, такими и опадают осенью. Окраска древесины – светлая, почти белая. Но стоит дерево срезать, как срез на глазах начинает краснеть На его корнях образуются клубеньки, способные усваивать азот из воздуха. /ольха/
Настоящая красота дерева раскрывается в конце лета – начале осени, когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно румяная невеста. /рябина/
Это дерево садов и городских бульваров. В его изящной густой кроне красиво переливаются свет и тени. Листва на ветках расположена как бы слоями. Листья у этого дерева сердцевидной формы. Главное в нём – красота и её нежные клейкие листочки, её сладкие ароматные цветы летом, её золотое убранство осенью. /липа/
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ ЖИВОТНЫХ СТЕПИ:
Это единственное дикое копытное млекопитающие, живущее в степях. Эта небольшая антилопа /длина тела 100-145см /, масса от 20 до 50 кг. Она покрыта шерстью песочно-глинистого цвета. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом. /сайгак/
Это близкий родич лисицы, но меньше её по размерам. У него крупные широкие в основании уши и чёрный кончик хвоста. Живёт в норах. Зимняя шерсть пушистая, шелковистая, красивая, имеет значительную ценность. /корсак /
Эта птица - самая маленькая среди куриных. Оперение у неё невзрачное, жёлто-бурое, в пестринках. У самцов на горле тёмно-рыжее пятно, у самок оно почти белое. Питаются эти птицы семенами сорных растений, вредными насекомыми, их личинками, падалицей на хлебных полях. /перепел/
Эта одна из самых крупных птиц, размером с индюка. Окраска оперения сверху рыжая с чёрными пестринками, снизу – белая. Самцы крупнее самок и отличаются наличием бледно-серого цвета усов в виде пучка длинных нитевидных перьев по бокам горла. Эта птица хорошо бегает и неплохо летает. /дрофа/
Внешне это животное похоже на хомячка. Живёт в степях, ведёт дневной образ жизни. Питается жуками, зреющими хлебами на пашнях, семенами, луковицами, насекомыми. Животные живут семьями или по одиночке, роют глубокие норы, в которых проводят в спячке не только зиму, но и всю самую жаркую часть лета. /суслик/
Игра: "Четвертый лишний"
Послушай названия животных и растений.
Подумай, к какой природной зоне можно отнести большинство.
Найди лишнее.
АРКТИКА.
1. мох, лишайники, водоросли, рогоз
2. водоросли, ягель, мох, дриада
3. морж, кайра, крот, чайка
4. кит, тюлень, лось, белый медведь
5. овцебык, морж, белый гусь, гадюка
6. сайка, кайра, моллюски, варан
ТУНДРА.
1. голубика, багульник, брусника, пихта
2. морошка, голубика, карликовая берёза, саксаул
3. полярная ива, камнеломка, ель, дриада
4. волк, песец, тушканчик, гусь
5. белая куропатка, сова, сокол-сапсан, ящерица
6. хомяк, песец, лебедь, полярный волк
7. травяная лягушка, бабочка, кабан, северный олень
ЗОНА ЛЕСОВ.
1. сосна, ель, дуб, саксаул
2. пихта, липа, полярная ива, кедр
3. карликовая берёза, сосна, черемуха, дуб
4. кипарис, клён, рябина, вяз
5. ясень, яблоня, берёза, пальма
6. соболь, куница, барсук, полярный волк
7. медведь, лиса, ящерица, тушканчик
8. варан, ёж, барсук, сова
9. гадюка, тетерев, кабан, белый медведь
10. джейран, лось, сова, дрозд
СТЕПЬ.
1. ковыль, типчак, мятлик, кедр
2. пихта, герань, колокольчик, ирис
3. тюльпан, мак, ветреница, полярная ива
4. гиацинт, полынь, ковыль, сосна
5. качим, мятлик, тюльпан, ягель
6. кузнечик, песец, кобылка, сурок
7. хорёк, хомяк, сайгак, дрофа
8. ящерица, суслик, белая куропатка, орёл
9. серая куропатка, журавль-красавка, жаба, варан
10. тля, клоп, гадюка, морж
ПУСТЫНЯ.
1. осока, лебеда, брусника, мятлик
2. саксаул, мох, верблюжья колючка, лебеда
3. мятлик, анабазис, кактус, ель
4. песчаный удавчик, рябок, норка, степная черепаха
5. пустынный воробей, кабан, ящурка, тушканчик
6. геккон, рябки, лось, варан
7. зелёная жаба, песчаный удавчик, крот, степная черепаха
8. песчаная эфа, джейран, тушканчик, тетерев
ПОБЕРЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ
1. бук, каштан, полярная ива, магнолия
2. кипарис, можжевельник высокий, пальма, саксаул
3. медуза, краб, морская игла, полярная акула
4. дельфин, медуза, морж, морской конёк
5. чайка, баклан, косуля, варан
6. крот, заяц, лиса, песец
Фрагмент урока «Охрана растений» 3 класс
Цели:
Образовательный аспект: обобщение знаний учащихся о предназначении Красной книги; расширение и уточнение знаний о представителях растительного мира Московской области, занесённых в Красную книгу.
Развивающий аспект: развитие аналитического и критического мышления учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к окружающему миру; уважения к мнению собеседника; привитие умения работать в группах.
Оборудование: Красная книга растений и животных, компьютер, колонки, мультимедиапроектор, доска, экран, носители информации, магниты, клей (4 штуки), фломастеры, маркеры, ватман, цветные клейкие листы (красного, желтого, зеленого цвета), наклейки, письмо-жалоба, газета.
Практическая работа
Представим себе, что мы депутаты Государственной Думы. Нас выбрали в собрание представителей. Мы должны издать законы об охране растений. Я, как председатель собрание представителей предлагаю вам разбиться на общественные комиссии. Ребята, с наклейками на спинке стула красного цвета, сядут за стол заседаний с красными цветами, а с жёлтыми – за стол с цветами жёлтого цвета.
Ребята занимают места за столом, на котором лежат листочки красного, зелёного, жёлтого цвета, по 2 клея, фломастеры, маркеры, блюдца с наклейками жёлтого и красного цвета.
– Каждой комиссии предстоит важная и ответственная работа. Установив причины исчезновения растений, вы должны издать важные законы, призванные охранять их.
– На ваших столах лежит всё необходимое для работы: листы цветной бумаги, фломастеры, клей. На первом этапе, уважаемые коллеги, вам предстоит определить причины исчезновения растений. Вы должны обдумать всевозможные ответы на вопрос, почему исчезают растения, написать их на листочках красного цвета, наклеить ответы на ватман так, чтобы можно было бы прочитать. Подумайте, кто будет записывать ваши мысли, кто клеить. На эту работу вам отводится 4 минуты. Итак, почему исчезают растения? Время пошло.
Ученики работают под тихую музыку в группах по 5–6 человек. Учитель корректирует работу групп.
– Время закончилось. Уважаемые депутаты, выберите доверенное лицо. Ваш представитель зачитает все ваши записи, то есть назовёт причины исчезновения растений. Ответ начинаем с фразы: “Растения исчезают потому что …..”.
Представители от каждой из команд зачитывают ответы.
– Спасибо! Вы знаете причины исчезновения растений. На следующем очень ответственном этапе нам предстоит подготовить проект законов, охраняющих растения. Зная причины исчезновения растений, обсудив, напишите, что же нужно сделать, чтобы растения не исчезали?
На работу у вас есть всего лишь 4 минуты. Ответы в этот раз записываем на листочках жёлтого цвета.
Ребята работают в группах, учитель помогает формулировать свои ответы.
– Представитель каждой комиссии зачитает свой проект Закона об Охране растений. Ответ начинаем с фразы: “Чтобы растения не исчезали необходимо ….”
Представитель комиссии зачитывает свой “проект Закона об Охране растений”.
– Переходим к третьему этапу составления Закона об Охране растений. На этом этапе каждый из вас уважаемые депутаты, ответит на вопрос: Что лично я сделаю для охраны растений? Какие конкретные действия предприму?
– Каждый из вас, ребята, напишет свои действия на листах бумаги зелёного цвета (одно действие на одной полоске). В этот раз листочки приклеивать на ватман не нужно. Если кто-то решит, что выполнит больше, то берёт ещё следующую полоску. На обдумывание и ответ у вас есть 2 минуты.
Ученики выполняют задание учителя.
– Теперь соберите все свои полоски в руках вашего представителя. Мы прочитаем все наши действия таким образом: по очереди представители читают ответы. Если в другой группе есть такой же ответ, то листочек убираете в сторону и читаете следующий ответ, чтобы ответы не повторялись.
Ученики зачитывают ответы, учитель приклеивает их на доске. Оставшиеся листочки с ответами приклеивают на свой ватман.
– Можно сказать, что работа по созданию проекта Закона об Охране растений закончилась. Перед вами статьи Закона. Вам осталось ещё раз прочитав их, оценить насколько реальны они в исполнении. Возьмите по одной наклейке красного и жёлтого цвета. Сейчас каждая группа по очереди подойдёт к доске и красную наклейку каждый из вас приклеит на том законе, который уже выполняет, а жёлтую на том законе, который обязательно будет выполнять. Приступаем к выборам.
Ученики подходят к доске, перечитывают и делают свой выбор.
Итог урока
– Как председателю собрания депутатов мне нужно подвести итоги работы.
– Работая вместе мы издали Закон об Охране растений. В него вошли такие статьи:……….
Учитель прочитывает листы с действиями учеников.
– Вы, уважаемые депутаты, выполняете такие статьи Закона как … …..
– В будущем собираются придерживаться таких статей Закона … человек.
Учитель прочитывает законы, набравшие большее количество голосов.
– Таким образом, Закон об Охране растений принят.
– Орфографические ошибки, которые присутствуют в статьях нашего Закона, мы исправим на уроках русского языка. Дома вам предлагаю нарисовать плакаты, призывающие всех обратить внимание на бережное отношение к растениям, к окружающей природе.
– Урок заканчивается стихотворением А. Фадеева “Не рвите цветы”
Не рвите цветы! Не рвите!
Пусть будет нарядной земля!
А вместо букетов дарите,
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
Игра: « Что? Где? Когда?» / 1, 2 класс/
Цель: повторить знания о птицах, полученные на уроке, продолжать учить работать в группе.
Оборудование: игровое поле, разделённое на сектора, волчок со стрелкой, конверты с вопросами.
Содержание игры: дети делятся на 4 команды. Каждая команды по очереди садится за игровое поле. За верный ответ команда получает 2 балла. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то они могут взять подсказку у учителя и тогда они получат только 1 балл. Выигрывает та команда, которая получит наибольшее количество баллов.
Вопросы могут быть составлены учителем, родителями, или самими учащимися.
Примерные вопросы по теме: «Птицы ».
Какая птица отправляется на юг пешком? /коростель – дергач/
Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? /нет/
У какой птицы появляются птенцы зимой? /у клеста/
Какую птицу называют «зимой – кузнецом, а летом – врачом»? /дятел/
Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? /поползень/
Какие самые быстрые птицы? /стриж –200 км/ч, сокол – сапсан – 350 км/ч/
Какая самая маленькая птица в нашей стране? /королёк/
8. Отгадай загадку:
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт,
Вошли в стихотворения.
Хочет, прямо полетит,
Хочет в воздухе висит.
Камнем падает с высот,
И в полях поёт, поёт. /жаворонок/
9. Кто дважды родится, а один раз умирает? /птица – яйцо, птенец/
10. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую над самой землёй? /Ласточки и стрижи ловят насекомых, а перед дождём насекомые летают низко. И поэтому птицы вынуждены опускаться вниз за насекомыми./
11. Какую птицу называют гонцом зимы? /снегиря/
12. Угадай летящую птицу по силуэту в небе. /журавль/
13. Почему так говорят: «как с гуся вода»? /у гуся перья хорошо смазаны жиром, поэтому вода не смачивает их, а хорошо скатывается вниз/
Музыкальные паузы: назови песни, в которых упоминаются названия птиц.
Угадай по мелодии песни о птицах. Учитель может подобрать разные мелодии и учащиеся должны догадаться, какой птице подходит данная музыка. Или попытаться под одну мелодию показать разных птиц.
14