СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ как инструмент системы оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа – фундамент, от которого зависит дальнейшее обучение ребенка. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями. Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, составляющими основу «умения учиться».  В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ как инструмент системы оценки.»


ИКТ как инструмент системы оценки.



Начальная школа – фундамент, от которого зависит дальнейшее обучение ребенка. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями. Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, составляющими основу «умения учиться». 
В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют представлять учащемуся информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д

В настоящее время актуальной является проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Овладение данными действиями позволяет школьникам правильно организовать свою учебную деятельность, осуществляет коррекцию всех составляющих ее действий, способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность. Решение данной задачи возможно в условиях безотметочного обучения, предполагающего кардинальные изменения видов и форм контроля и оценки.

Работа по формированию действий оценки и самооценки средствами ИКТ начинается уже в первые дни пребывания ребенка в школе. Период обучения грамоте очень сложен для учителя с точки зрения поддержания интереса к учебе у детей, так как именно в этот период крайне велико различие между уровнями подготовки ребенка к школе.

Между тем именно в этот период формируется  фундамент дальнейшего обучения. Именно поэтому крайне важно вовремя построить обучение таким образом, чтобы каждый ребенок на уроке получал новые знания, формировал у себя новые способы действий.





В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся. Активно обсуждаются возможности замены отметок другими формами оценок. В начальной школе таким подходом стало безотметочное оценивание и всё чаще встречающаяся в российских школах технология электронного портфолио ученика.

Портфолио (портфель достижений) – это коллекция различных материалов, которые могут показывать достижения школьника в самых разных областях.

Тема портфолио занимает в последнее время важное место в образовательных дискуссиях. В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними.

Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки наряду с результатами текущего и итогового контроля и определяет успешность ученика, выбравшего дистанционную форму обучения. Электронные портфолио способствуют интеграции обратной связи, самооценки.

Цели и задачи электронного портфолио



Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

  • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

  • поощрять его активность и самостоятельность;

  • формировать навыки учебной деятельности;

содействовать индивидуализации

образования ученика;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

  • укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей

( законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой

Применение ИКТ, интерактивной доски, конструктора тестов при проведении разноуровневой проверочной работы, способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Систематическое использование ИКТ на уроках также позволяет ребенку научиться самостоятельно оценивать свою деятельность, прогнозировать её результаты. Компьютер выступает в этом случае как внешний эксперт, так как оценка результатов деятельности абсолютно объективна и соответствует перечисленным выше требованиям к системе оценивания.

А именно:

-    включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность - ребенок работает с электронными учебными материалами самостоятельно, может своевременно исправить допущенные ошибки, проанализировать их,

-    использование критериальной системы оценивания – в основу любого ЭУП заложены четкие критерии оценки качества выполнения задания;

-    использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

-    как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

-    субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

-     интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

-   самоанализ и самооценку обучающихся;

-    оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения.


Использование ИКТ на примере разноуровневой проверочной работы. Данная форма работы ставит своей целью определение уровня развития познавательного интереса учащихся, отслеживание (в динамике) способностей учащихся определять свои возможности (прогностическая оценка). Контроль со стороны учителя выполняет развивающую и диагностическую функции. проверочные работы носят дифференцированный характер, причем, дифференциация не связана просто с более «легкими» и «трудными» заданиями, а именно уровнями их выполнения.



Применение ИКТ для оценивания качества обучения дает ряд преимуществ перед обычным контролем. Это 1) возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых; 2) объективность компьютерного контроля, не зависящего от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения: создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания); проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов); мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных

В то же время, использование ИКТ позволяет осуществлять и функции оценки и самооценки деятельности, это обеспечивается мгновенной реакцией на неверный ответ, возможностью исправления ошибки. Непубличный характер такого вида контроля  позволяет формировать самоуважение и избегать оценки личности ребенка другими ученикам в зависимости от его учебных успехов.