СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе"

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе»





Технологическая карта пробного урока русского языка

на тему «Имена существительные, употребляемые только в единственном или

множественном числе»,

проведенного во 2 классе



























Тема урока: «Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе»

Класс: 2

Цель урока: создать условия для формирования представлений об именах существительных, употребляющихся только в одном числе: единственном или множественном.

Задачи урока:

Дидактические

Познакомить с формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном.

Развивающие

Развивать умение применять полученные знания при выполнении заданий.

Воспитательные

Воспитывать умение активной работы.


УУД:

Познавательные:

1) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

2) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные:

1) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

3) уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные:

1) умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

2) определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

1) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Ресурсы: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 часть, серия «Школа России».

















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап мотивации к учебной деятельности.


Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Сергеевна. Сейчас у нас урок русского языка.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Я вам желаю сегодня быть внимательными и старательными, на уроке быть активными, чтобы у нас с вами получился хороший урок.

- А для этого давайте поприветствуем, друг друга улыбкой, пожалуйста, повернитесь к соседу за партой и улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя.


Настраиваются на работу.


Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения пробном действии.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем об именах существительных, и для этого сыграем в игру «Правда - неправда». Я буду кому-то из вас передавать карандаш, и называть какое-либо утверждение, тот, кому я передала карандаш, должен сказать, верное это утверждение или нет. А в это время, все остальные очень внимательно слушают, и если отвечающий правильно ответил, то вы тихонечко хлопните в ладоши, а если отвечающий допустил ошибку, то не хлопаете, сидите тихо. Кому не понятны правила игры?

1. Имя существительное обозначает предмет. (правда-хлопок).

2. Имя существительное отвечает на вопросы «Кто» и «Что делает?» (нет - тишина). Скажите, правильный ответ. (Имя существительное отвечает на вопросы кто и что).

3. Имена существительные бывают собственные и чужие. (нет - тишина).

4. Скажи какие бывают имена существительные. (собственные и нарицательные).

5. Название спектакля «Лебединое озеро» – это имя собственное. (да – хлопок)

6. Карандаш – это единственное число. (да – хлопок)

- Молодцы, вы уже многое знаете об имени существительном.

- Скажите, как определить число имени существительного? (Су­ще­стви­тель­ные в форме един­ствен­но­го числа на­зы­ва­ют один пред­мет. Су­ще­стви­тель­ные в форме мно­же­ствен­но­го числа на­зы­ва­ют много пред­ме­тов.)

- Теперь откройте тетради, подписываем число и классная работа. Сегодня 1 марта.

- Для того чтобы отработать умение определять число имён существительных, разделим следующие слова (ручка, карандаши, пенал, конфеты, сахар, каникулы) на два столбика, в первый столбик определим имена существительные в единственном числе, а во второй во множественном числе.

- Сейчас по одному будете выходить к доске, выбирать слово и перемещать его в один из столбиков, а остальные условно поделите страницу на две части, в левый столбик записываете слова в единственном числе, а в правый - во множественном.

Принимают активное участие в игре.

























Отвечают на вопрос учителя.




Подписывают число и классная работа.








Учащиеся выходят к доске и распределяют слова по заданной классификации, а также работают в тетради.

Этап выявления места и причины затруднения.

Анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Сейчас измените по числам эти слова.

А как будет звучать слово «Сахар» во множественном числе?

А как образовать единственное число слова «Каникулы»?

- Ребята, скажите, почему мы не можем образовать другие формы этих слов? (так как они употребляются либо только единственном числе, либо только во множественном)

- А может быть, у имени существительного есть еще тайны? Может быть, есть такие особенные слова, которые не изменяют своё число?

- Давайте с этим разберёмся.

Изменяют по числам слова из столбиков.




Отвечают на вопрос учителя


Этап построения проекта выхода из затруднения



Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Скажите, чему будет посвящен наш урок? (наш урок будет посвящен именам существительным, которые не изменяются по числам).

- Верно, тема нашего урока: Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.

- Какую же цель нашего урока мы перед собой поставим? (на уроке нам нужно будет узнать, какие имена существительные употребляются только в единственном или множественном числе, научиться их определять и самим называть примеры таких слов)

Определяют тему и цель урока.

Этап реализации построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.


- Посмотрите, у меня есть вот такой волшебный мешочек, в котором лежат слова. Давайте достанем слово (брюки, молоко, очки).

Какое число у слова «Брюки»? В какой из столбиков мы его поместим?

Какое число у слова «Молоко»? (единственное). В какой столбик его поместим?

Какое число у слова «Очки»? (множественное). В какой из столбиков мы поместим это слово? (учащиеся по выбору выходят к доске, остальные пишут в тетрадях)

- Ребята, а можно ли образовать другую форму от этих слов? Давайте попробуем? Почему у нас этого не получается?

- Значит всё-таки имя существительное от нас что- то скрывает. А может быть, наш учебник знает ответ на этот вопрос? Открываем учебники на странице 64 и прочитаем информацию из рубрики «Обратите внимание!».

- Посмотрим на слова «Ручка» и «Молоко», можем мы посчитать, сколько ручек? (можем). А можем мы так же как ручки посчитать молоко? (нет, только в пакетах или литрах).

- Какой мы можем сделать из этого вывод? (форму только единственного числа имеют такие имена существительные, количество которых мы посчитать не можем).

- Давайте покопаемся в своей памяти и попробуем назвать слова, которые употребляются только в единственном или множественном числе.

Учащиеся распределяют слова по столбикам.











Отвечают на вопрос учителя.
















Называют слова, употребляющиеся только в единственном или множественном числе.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Выполним задание, которое заключается в определении имён существительных, употребляющихся только в единственном или только во множественном числе. В этом нам поможет снова волшебный мешочек, у него наверняка есть для нас подходящие задания. (в мешочке карточки)

- По карточкам вы будете работать в парах, на работу вам дается 5 минут. Далее мы с вами все вместе проверим, что у вас получилось

Задание 1. Образуйте форму множественного числа

Нос, имя

Задание 2. Образуйте форму единственного числа

Соловьи, деревья.

Задание 3. Определите, в какой строке все имена существительные имеют форму только единственного числа, подчеркните.

А) задача, проблема, решение.

Б) железо, Москва, упорство.

В) соглашение, утверждение, устройство.

Задание 4. Определите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа.

А) васильки, колокольчики, ромашки.

Б) кроссовки, туфли, сандалии.

В) джинсы, брюки, шорты.

- Теперь проверим, с каждого ряда, одна пара по выбору, будет отвечать по одному заданию.

- Хорошо, молодцы.

А сейчас пришло время отдохнуть, встанем из-за парт и выполним физкультминутку:

Руки в стороны поставим, 
Правой-левую достанем, 
А потом – наоборот, 
Будет влево поворот. 
Раз - хлопок, 
Два - хлопок. 
Повернись ещё разок. 
Наклонись, потянись, 
И  за парты вновь садись.






Выполняют задание по карточкам в парах.



























Выполняют физкультминутку


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.



Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

- Мы с вами узнали, что имена существительные могут употребляться только в единственном или только во множественном числе. И выполнили упражнения.

- А сейчас нужно проверить, как вы усвоили разницу между именами существительными, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе, а для этого откройте учебники на странице 64, упражнение номер 111. Прочитайте слова (учащийся по выбору)

- Прочитайте задание под второй точкой. Что предлагается сделать?

- Выполните это упражнение у себя в тетради.

- Ребята, теперь проверим. Поменяйтесь тетрадями друг со своим соседом по парте, а те, кто сидит один проверит сам свою работу. За каждое правильно определённое слово ставьте над словом «+»

- Возьмите в руку простой карандаш. Посмотрите на то, как должны быть разделены слова. (На доске)

А) Тетрадь, доска, торты, стаканы, банты, снежинка, гербы.

Б) Солнце, сахар, молоко, метро, творог.

В) Санки, ножницы, очки, весы.

Посчитайте количество плюсиков.

- Если в тетради 16-14 плюсиков можете поставить в тетрадь отметку «5»

Если у вас 13-11 плюсиков можете поставить в тетрадь отметку «4»

Если у вас меньше 10 плюсиков, то пока только отметку «3»




Читают задание.






Выполняют упражнение в тетради самостоятельно.



Выполняют взаимопроверку.

Этап включения в систему знаний и повторения.


Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Теперь снова поиграем. Я называю слово, если это существительное единственного числа, вы поднимаете левую руку, если множественного числа — правую, а если слово вообще не относится к существительным — поднимите руки вверх.
- Автобус, заводы, санки, картина, прыгать, рябина, ножницы, читаем, пальто, снегирь.

- Хорошо, молодцы.

Выполняют задание в игровой форме.

Этап рефлексии деятельности на уроке.


Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Сегодня наш урок прошел очень активно, и вы справились со всем хорошо.

- Подведем итоги. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её? О чём вы сегодня узнали на уроке?

- Если вы сегодня справились со всеми заданиями – поднимите руки вверх.

Если у вас всё еще возникают трудности при выполнении заданий, то разведите руки в стороны.

Если вы не справились не с одним заданием - опустите руки вниз.

- Молодцы, я вижу, что многие сегодня справились с заданиями.

- Запишите домашнее задание: упражнение 112, стр. 64.

- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До новых встреч.

Оценивают свою деятельность на уроке