Тема: Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых
имён существительных.
Цели:
образовательные: усвоение учащимися знаний о приёме различения одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах;
развивающие: развитие умений умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями ; сопоставлять их падежные окончания. Обосновывать правильность определения падежа.
воспитательные: воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний,.
Задачи:
Формировать у учащихся представление о распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих имён существительных именами существительными 1 -го склонения.
Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.
Формировать уважительное отношение к труженикам села.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение различать одушевлённые имёна существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах.
Умение определять падеж, склонение имен существительных.
Умение самостоятельному выделению и формулированию познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Метапредеметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Информационные технологии: здоровьесберегающая, исседовательская, развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Раздаточный материал: учебники, рабочие тетради, карточки для дифференцированной работы.
Ход урока.
Организационный момент. Психологическая минутка.
У. Ребята, чтобы много знать надо уметь преодолевать трудности. Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями?
Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением и с хорошими мыслями. А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
Самоопределение к деятельности.
Орфографическая минутка. ( 1 ученик с обратной стороны)
Выполним орфографическую минутку. В это время выполняют работу те, у кого есть карточки на столе (белые). Запишем под диктовку:
На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири.
Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Укажите падеж имен существительных. Проверка.
-Прочитайте имена существительные.
Слон, день, дождь, учитель, агроном, концерт.
-На какие две группы их можно разделить? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
-Запишите эти существительные в два столбика, поставьте их сначала в форму винительного падежа, а затем родительного падежа, в скобках перед словами укажите вопросы и слова-помощники, выделите окончания.
В.п. –вижу (кого?) слона
Р.п.- нет (кого?) слона
В.п. –вижу (кого?) учителя
Р.п.- нет (кого?) учителя
В.п. –вижу (кого?) агронома
Р.п.- нет (кого?) агронома
В.п. –вижу (что?) день
Р.п.- нет (чего?)дня
В.п. –вижу (что?) дождь
Р.п.- нет (чего?) дождя
В.п. –вижу (что?) концерт
Р.п.- нет (чего?) концерта
Сравните окончания существительных в первом и во втором столбиках. Какую особенность вы заметили? (Окончания в 1-м столбике одинаковые, а во втором разные)
Почему в первом столбике в родительном и в винительном падежах форма слова одинаковая? (Одушевлённые имена существительные и в форме родительного, и в форме винительного падежа отвечают на вопрос кого?)
Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых существительных? (Трудно различить родительный и винительный падежи)
Такое совпадение наблюдается у одушевленных существительных 2-го
склонения.
Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли будет узнать падеж?
Какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (научиться различать одушевленные существительные в винительном и родительном падежах ).
Работа по теме урока.
| Родительный падеж | Винительный падеж |
Вопросы | Кого? Чего? | Кого? Что? |
Предлоги | Без, у, от, до, из, для,около, возле, с, вокруг, после, между. | Через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по. |
Окончания | -ы,-и | -у,-ю |
Роль в предложении | Второстепенный член предложения | Второстепенный член предложения |
В чём сходство этих падежей? (одинаковые вопросы в именительном и винительном падежах, винительном и родительном)
Чем они отличаются? (Разные предлоги, роль в предложении)
Как же поступить в том случае, если нет предлога? Могут ли нам помочь существительные других склонений?
Допишите в столбиках существительные женского рода: сестра, земля.
В.п. –вижу (кого?) сестру
Р.п.- нет (кого?) сестры
В.п. –вижу (что?) землю
Р.п.- нет (чего?) земли
Что вы можете сказать? (У существительных ж. рода в винительном и родительном падежах форма слова разная: в винительном падеже окончания: -у, -ю, в родительном падеже: -и,ы.
Как же это может помочь нашей проблеме? ( Чтобы правильно определить падеж одушевленного имени существительного 2-го склонения, необходимо вместо него подставить одушевленное существительное 1-го склонения).
Какие "шаги" нужно выполнить, чтобы правильно определить Р. п. и В. п.?
Составим пошаговый алгоритм:
1. выделить у слова окончание;
2. задать падежный вопрос;
3. подставить слово - помощник;
4. посмотреть по таблице предлог (если имеется)
Давайте потренируемся это делать. К доске пойдем Миша. Определим падежи словосочетаний.
Лапа медведя, повстречать агронома, зернышки для воробья, смотрели на воробья
Закрепление изученного.
Физминутка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки влево, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вправо, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки на колени, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
2) Работа по учебнику
Упражнение 202 (с.111).
Упражнение 203 (с.111).
Сегодня на уроке у нас новое словарное слово.
Объясните с помощью толкового словаря значение слова хлебороб.
Какое это слово? (сложное, состоит из двух корней)
Расскажите об этом слове (имя существительное, единственного числа, женского рода, 1 склонения)
Проговорите слово орфоэпически, определите «трудное» место.
Запишите слово хлебороб, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Прочитайте, какой текст вам нужно составить. Время для выполнения задания 3 минуты.
Проверка ( Заслушиваются несколько текстов)
Дифференцированная самостоятельная работа.
Выполните задание на цветных карточках. Когда задание выполните, поднимаете руку, я подхожу и даю код ответов.
1 группа.
Задание: Спиши словосочетания, определи падеж имен существительных.
Люблю отца, остался без друга, уважаю учителя, сбежал от соперника, ищу ребенка, хожу без друга, заступился за малыша, поймал разбойника.
Код к проверке: В, Р, В, Р, В, Р, В, В
2 группа.
Задание: Спиши словосочетания, определи падеж имен существительных, используя слово-помощник в скобках.
Попросить соседа ( сестру), узнать у брата (сестры), выплыли три лебедя (сестры), приехать от друга (сестры), уважать солдата (сестру), сбежать от медведя (сестры), видеть агронома (сестру).
Код к проверке: В, Р, Р, Р, В, Р, В.
Итог урока.
–Вернемся к проблеме в начале урока. Какой секрет русского языка сегодня на уроке мы хорошо усвоили?
Поднимите руки, кому было легко на уроке выполнять задания? У кого были затруднения?
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Кто закрасил ту часть круга, в которой написано: было легко и интересно? Было трудно, но интересно? Было трудно и неинтересно?
Домашнее задание.
Стр 112, упр 204, упр 206 повышенной сложности.
7