СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательность, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. Ориентация образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках математики.»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ИКТ - КОМПТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сологубова Н. Б.,

учитель начальных классов,

МАОУ «Лицей № 29»

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В условиях информатизации российского образования, внедрения ФГОС НОО проблема формирования ИКТ- грамотности на ступени начального образования представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Постоянное развитие компьютерных технологий говорит о перспективности развития данного направления. Использование компьютерной техники в учебной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы выглядит очень естественным и с точки зрения самого ребенка, являясь одним из эффективных способов повышения мотивации обучения, развития творческих способностей, осуществления индивидуального подхода к ученику.

Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной деятельности учащихся не достаточно иметь соответствующие технические средства (подключение к Интернет), грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами. Необходимо так же создавать условия для мотивации учащихся на процесс обучения. Из опыта работы можно сделать вывод, что многие учащиеся имеют слабую мотивацию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у большинства учащихся по мере их взросления. Интернет – технологии способствуют устранению указанной выше проблемы: во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы, во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса, в-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе), в-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров - очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий более серьёзно и осознанно.

Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Большие возможности для формирования ИКТ - компетентности такие формы учебной деятельности: проекты и учебные исследования. Они проводятся в основном вне уроков, работа над ними может проходить после уроков на компьютерах школы или с применением домашних компьютеров. Частный, но важный вид ИКТ-проектов – самостоятельная разработка школьниками под руководством учителей ИКТ- продукции для информатизации традиционных форм учебного процесса: тестов, электронных плакатов и других электронных образовательных ресурсов.

На внеурочных занятиях по математике в «Школе мудрецов» вместе с учащимися мы создали интерактивный задачник. Данный ЦОР является творческим проектом, который можно применить на уроках математики в начальной школе. Большим разделом в нём выделены задачи на движение.

Математика абстрактная наука. Поэтому многим детям дается с трудом. Поэтому учителя стремятся сложные математические задачи иллюстрировать схемами, рисунками. Это повышает интерес к изучаемому материалу. В прошлом веке, создавая наглядные средства для уроков математики, приходилось рисовать иллюстрации к текстовым задачам на бумаге. Пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями. Не хватало в этих рисунках одного, но самого главного - движения. Времени на создание рисунка уходило много, а «продукт» получался одноразовый.

С помощью программы PowerPoint можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Возможности анимации позволили показать учащимся задачи на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием.

На основе, созданной с помощью учителя информатики, коллекции анимационных картинок и, используя эффекты анимации PowerPoint (эффект «Пути перемещения»), дети получили возможность создавать анимационные задачи на движение. Фрагменты занятий, на которых используются анимационные слайды – яркие и эффективные. Даже немотивированные дети, которые обычно не отличались высокой активностью, начали рассуждать, высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. Рисуя задачи в PowerPoint по шаблону, учащиеся могут использовать их неоднократно, так как условия задачи легко заменяемы, можно одну и ту же задачу использовать многократно. Например, упростив числовые данные задачи, можно приготовить подборку для математической разминки.(См.рис.1)

Рисунок 1

При работе над текстовыми задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить, им не понятно движение вдогонку или с отставанием, как изменяется расстояние.

Преимущество при работе над задачами с компьютерными анимационными слайдами, в том, что каждый может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать друг с другом, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и дети, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают или неосмысленно читают, не умеют образно мыслить. При такой организации работы даже они могут легко составить задачи разных видов.

Удобный интерфейс (См.рисунок 2) позволят легко демонстрировать и создавать задачи на движение, повышает интерес детей, позволяет рассмотреть задачи повышенной трудности. Использование анимации и мультипликации для создания слайдов для уроков, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы просим детей «Представьте себе», а если ребенок не может представить? Вот и придет на помощь этому ученику компьютер. Использование динамических моделей для задач на движение в PowerPoint расширяет возможности учителя и учащихся. Использование компьютера дает возможность учителю ставить и реализовать новые развивающие задачи в процессе обучения. А работа в различных редакторах позволяет формировать у учеников компьютерную грамотность, метапредметные умения, осуществлять взаимосвязь предметных линий «Математика и информатика».

Рисунок 2

ИКТ-технологии помогают в отработке практических умений учащихся в процессе внеурочной деятельности в рамках работы ГПД, при организации подготовки и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. В работе применяю тесты разработанные как самим учителем, так и известными учителями. Например, тренажеры: программа "Наставник”, предназначенная для визуального контроля за усвоением учебного материала, автоматического формирования индивидуальных рекомендаций; программа "Тестировщик”, предназначенная для проведения тестирования; программа "Корректор”, предназначенная для проведения звуковых математических диктантов и тест – диктантов, также программу MyTest, для создания и редактирования самим педагогом тестов на несколько вариантов, которые можно использовать и в печатном варианте и компьютерном.

Мною было замечено, что компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”. Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). Мне в этом помогает так же система голосования TRIUMPH BOARD, которая широко используется и во внеурочной деятельности. В компьютер была заложена часть упражнений по подготовке к олимпиадам и конкурсам. Система голосования помогает готовить младших школьников к участию в дистанционных олимпиадах.

На занятиях внеурочной деятельностью в модуле «Мир книг» учу работать учащихся с электронными энциклопедиями, что даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Данная работа на первом этапе проводилась учителем через отображение на экране всей последовательности операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Затем учащиеся индивидуально или в малых группах искали в энциклопедиях ответ на поставленный вопрос или необходимую для урока информацию. Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения - для этой цели использовался компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

Начиная уже с 1 класса, ребята знакомы с новой формой работы — созданием проектов. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся, затрагивают историю, жизнь и отношения людей, а также многие другие стороны жизни и существования человечества и планеты в целом. При работе над своими проектами ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», журналы и газеты. И как показывает практика, использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе. Результаты работы над проектом ученики представляют в разных формах: в форме компьютерной презентации, буклета, публикации и т.п. А вот во 2 классе ребята выполняли свои проекты в форме кластера, коллажа используя программы «Word» или «Power Point». Три проекта, выполненные на внеурочных занятиях по модулю «Школа здоровья» -«Почему дырки в сыре?», «Пейте, дети, молоко», «Кока – кола – вред или польза» были представлены на научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Ребятам очень нравится этот вид деятельности. Вовлечённые в работу, они творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, выражают идеи своим доступным способом. И того не замечая, учатся думать, анализировать, сравнивать, овладевают ИКТ – компетенциями.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но. тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Жизнь не стоит на месте, поэтому современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.


Литература

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

2.Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006.

3.Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011

Интернет - ресурсы

1. http://www.school.edu.ru/default.asp- Российский общеобразовательный портал.

2. http://smallbay.ru/autograf.– просветительский и образовательный ресурс.

3.http://school-collection.edu.ru/- Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.