СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заявленный образовательный маршрут разработан для детей с ОНР всех уровней речевого развития. При построении данного маршрута учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка»

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка на 20_ 20_ уч.год

Ф.И.ребенка_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ___________________________________________________




п/п

Основные направления логокоррекционной работы

приложение

1



Развитие артикуляционной моторики.

— артикуляционные упражнения;


— самомассаж языка, губ


- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние


передние зубы;


- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;


- Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.


Удерживать губы и язык в заданном положении.


- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.


- Развивать мышечную силу и подвижность губ.


- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.


- Способствовать растяжке подъязычной связки.






- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.


- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.


- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать


язык распластанным, широким.


- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.




- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.


- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.


Общие речевые навыки


  1. Постановка диафрагмально- реберного дыхания.


  1. Увеличение обьема дыхания и нормализация его ритма.


  1. Формирование длительного плавного выдоха чрез рот


-без речевого сопровождения


– с речевым сопровождением


а) пение гласных на выдохе;


б) произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х,гласных на длительном плавном выдохе;


в)произнесение изолированных щелевых глухих согласных


г) произнесение щелевых глухих согласных с сочетанием гласных


д) произнесение слов на плавном выдохе ( сначала односложных и двусложных, затем


многосложных) учитывая ударение ( сначала на 1-й слог, затем ударение менять).


- постепенное распространение фразы на длительном плавном выдохе.


4. Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать


фиксированный и форсированный выдохи.


5.Формирование интонационной выразительности в импрессивной речи: ритмические


упражнения,различение видов интонации.


6. Формирование интонационной выразительности экспессивной речи.(


мелодика,логическое ударение, паузы).


7. Формирование правильного темпа и ритма речи.


8.Формирование умения пользоваться громким и тихим голосом. Работа над силой голоса.


9. Совершенствование выразительного чтения стихов, используя естественные логические



паузы, ударения.



2

Формирование правильного звукопроизношения:

  1. Шипящие


а) постановка: Ш Ж Щ.


б) автоматизация:


-изолированно;


-в слогах (прямых, обратных, со стечением);


-в словах ( под ударением, в безударной позиции)


-в словосочетаниях


-в предложениях, чистоговорках


-стихотворных текстах


-в спонтанной речи


в) дифференциация: Ш-Ж; Ш-С; Ж-З; Щ-СЬ


2. Свистящие


б)- автоматизация


-изолированно;


-в слогах (прямых, обратных, со стечением);


-в словах ( под ударением, в безударной позиции)


-в словосочетаниях


-в предложениях, чистоговорках


-стихотворных текстах


-в спонтанной речи


3. Аффрикаты


а) постановка: Ц, Ч


б) автоматизация


-изолированно;


-в слогах (прямых, обратных, со стечением);


-в словах ( под ударением, в безударной позиции)


-в словосочетаниях


-в предложениях, чистоговорках


-стихотворных текстах


-в спонтанной речи


в) дифференциация: Ц-ТЬ, Ц-С; Ч-Щ;Ч-ТЬ, Ц-Ч


4. Сонорные


а) постановка: Л,ЛЬ,Р,РЬ


б) автоматизация:


-изолированно;


-в слогах (прямых, обратных, со стечением);


-в словах ( под ударением, в безударной позиции)


-в словосочетаниях


-в предложениях, чистоговорках


-стихотворных текстах


-в спонтанной речи


в) дифференциация: Р-РЬ,Л-ЛЬ, Р-Л, ЛЬ-Й


5 Заднеязычные


а) постановка:К, КЬ.Г, ГЬ. Х, ХЬ, Й


б) автоматизация


-изолированно;


-в слогах (прямых, обратных, со стечением);


-в словах ( под ударением, в безударной позиции)


-в словосочетаниях


-в предложениях, чистоговорках


-стихотворных текстах


-в спонтанной речи


в) дифференциация: К-Х. К-Г, Г-Х, К-Т, Й-ЛЬ


3

Развитие фонематических процессов

1.Узнавание неречевых звуков.

Индивидуальные, групповые


2.Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру


голоса.


3. Различение слов, близких по звуковому составу.


4. Дифференциация слогов:


- воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога


- воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками


- воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными


- воспроизведение слоговых сочетаний с согласными различающимися по глухости-


звонкости: по два слога, по три слога


- воспроизведение слоговых сочетаний с согласными, различающимися по твердости-


мягкости.


- воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука( для образования


стечения).


- воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и


разными гласными


5. Дифференциация фонем.


- выделение гласного звука в звуковом потоке


-повторение сочетания гласных звуков ( по два, по три, по четыре)


- выделение одного из согласных звуков в речевом потоке


6. Формирование фонематического анализа и синтеза.


- формирование умения подбирать слова на заданный звук


- формирование умения подбирать слова на заданный звук


- формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах,


изолированно.


- закрепление навыка определения позиции звука в слове


- закрепление навыка выделения первого звука в слове


- закрепление навыка определения последнего звука в слове

- закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове


- определение звонкости -глухости согласных


- определение мягкости-твердости согласных


- преобразование слов, путем замены одного звука


-подбор слов на заданное количество звуков по схеме


- подбор слов на заданное количество слогов по схеме


закрепление навыка выделения гласных звуков в слове


формирование умения слова из текста


формирование выделять предложения из текста


- Формирование умения выделять слова из предложения.


- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.


-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.


- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах,


изолированно.


- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.


- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.


- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.


- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.


- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.


- Формирование умения выделять предложения из текста.


- Формирование умения выделять слова из предложения.


4

Формирование словарного запаса

1.Учить дифференцированно воспринимать вопросы: Кто? Куда? Откуда? С кем?


2. Накопление пассивного словаря.


3. Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.


4.Учить называть родителей, родственников, имена друзей, кукол, подражать голосам


животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.


5. Формирование глагольного словаря.


6. Формирование словаря существительных.


7. Уточнение, обогащение активного и пассивного словарей по лексическим темам.


8. Работа по формированию родовых и видовых понятий.


9. Обогащение глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,


вопросительного и повелительного наклонения глаголов.


10.Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.


11.Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут,


вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко,


тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).


12.Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.


13.Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена


года)


14 Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.



5


Работа над слоговой структурой

- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков




(воспроизведение ритмов)


- обучение отделению одного слога от ряда слогов


- работа над долготой звучания


-работа над слитностью звучаний


- работа над темпом произнесения


- работа над ритмами ( уровень гласных, уровень слогов)


- двусложные слова из открытых слогов


- трехсложные слова из открытых слогов


- односложные слова


- двусложные слова с одним открытым слогом


- двусложные слова со стечением согласных в середине


- двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных


- трехсложные слова с закрытым слогом


- трехсложные слова со стечением согласных в середине


- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом


- трехсложные слова с двумя стечениями согласных


- односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова


- двусложные слова со стечением согласных в начале или конце слова


- двусложные слова с двумя стечениями согласных


-четырехсложные слова из открытых слогов


- четырехсложные слова со стечением согласных


- трехсложные слова со стечением согласных в начале слова


- двусложные слова со стечением из трех согласных


- пятисложные слова


- повторение за взрослым и заучивание чистоговорок


- формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры сопряженно,


отраженно и самостоятельно по предметным картинкам


- упражнения в произнесении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и


предложений


6

Совершенствование грамматического строя речи:



1. Формирование понимания грамматических форм.


2. Формирование умения образовывать и употреблять имя существительное единственного и


множественного числа в им. Падеже.

3. Закрепление навыков употребления глаголов повелительного наклонения.


4.Закрепление навыков употребления личных форм глагола настоящего времени ед. числа


3,2,1-го лица.


5. Закрепления умения образовывать падежные формы имени существительного в ед. числе


(беспредложные формы)


-винительный беспредложный падеж совпадающий с именительным


-винительный беспредложный падеж с окончанием -у-


- дательный беспредложный падеж1-го и 2-го склонения


- творительный беспредложный падеж 1-го и 2-го склонения


- родительный беспредложный падеж1-го и 2-го склонения


- винительный беспредложный падеж, одушевленные сущ. 2-го склонения на -а-, -я-.


6.Закреплять умение образовывать и употреблять имя сущ. ед.ч и мн.ч в косвенных падежах;


в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.


7. Префиксальные изменения глаголов


8. Суффиксальные изменения существительных.


9. Закреплять умение образовывать и использовать имена сущ. и имена прил. С


уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам.


10. Согласование сущ. с притяжательными местоимениями-мой. моя, моё, мои.


11. Образование относительных прилагательных.


12. Согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже.


13. Образование притяжательных прилагательных.


14. Наречие (с опорой на вопросы)


15. Согласование числительных с именем существительным.


16. Закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с именем сущ. в роде,


числе, падеже.


17. Формирование правильного употребления предлогов:


- усвоение и практическое применение простых предлогов;


- употребление в речи сложных предлогов.


7

Развитие связной речи:

- воспитание понимания связной речи.


- развивать умение вслушиваться в обращённую речь.


-вызывать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений


(однословные предложения из аморфных слов-корней)


- формирование потребности в общении; вызывание активной речевой реакции


- развитие побудительной формы общения


-- формирование фразовой речи


- составление простого двусоставного предложения


- распространение двусоставного предложения


- формирование навыка по составлению предложений с помощью схемы


- совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по


демонстрации действия, по картине; распространение простых предложений однородными членами


- совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных


предложений и сложноподчиненных с придаточными времени и причины


- закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с


простыми предлогами ( со зрительной опорой и без нее)


- закрепление навыка составления графических схем предложений


- составление описательных рассказов


- закрепление навыка составления короткого рассказа по сюжетной картине, серии


сюжетных картин, пересказов




8

Совершенствование психологической базы речи:

1.Развитие всех видов восприятия


2. Развитие воображения


3. Развитие слухового внимания


4. Увеличение объема внимания


5. Совершенствование способности к переключению и распределению внимания


6. Развитие способности к длительной концентрации внимания


7. Развитие словесной произвольной памяти


8.Увеличение объема слухоречевой памяти


9.Расширение объема зрительной памяти


10. Развитие мелкой и мимической моторики


11 Развитие вербального мышления


12. Развитие логического мышления


13. Формирование мыслительных операций:

-сравнения и обобщения


-установление причинно-следственных связей



9

Развитие мелкой моторики.


- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и


удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить


серию движений).


- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых


последовательно.


- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движени,развитие


конструктивного праксиса(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка,


работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).


- Развитие реципрокной координации рук.


- Формирование графо-моторных навыков.


- Формирование различного вида захвата.







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т.А. Ткаченко « Развитие фонематического восприятия»

  2. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольника»

  3. Л.Г.Парамонова « Воспитание связной речи у детей»

  4. Г.В. Бабина, Н.Ю.Шарипова « Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи»

  5. З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»

  6. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева « Логопедическая работа в специальном детском саду»

  7. О.В.Епифанова «Логопедия ( уточнение и коррекция слоговой структуры слов). Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.»

  8. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова « Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»

  9. О.Н. Каушкаль « Оптимизация работы логопеда»