Информационная культура личности - как вектор повышения качества знаний.
Подготовила Шугурова О. В.
Учитель МКОУ «Гилёвская СОШ Завьяловского района »
В информационном обществе собственная культура личности остается едва ли не единственным механизмом регуляции поведения человека. Но в то же время актуализируются проблемы культурной компетентности личности, формирования толерантности к иным культурам и системам ценностей, воспитания социально ответственной личности с более четкими ценностными ориентирами, адаптации человека к перенасыщаемой информационной среде, предполагающие разумную редукцию избыточной информации, создание оптимальных фильтров, заслонов, поставленных самой личностью.
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В сферу философского знания понятие «культура» вводится самыми различными способами через:
- производство (материальное и духовное или только духовное);
- деятельность;
- ценности;
- творчество;
- знаковые системы;
- технологию;
- информацию
Информационная культура является результатом информационной деятельности и необходимым условием её успешного осуществления. Именно в понятии информационной культуры информационная деятельность фиксируется на уровне развитого, внутренне дифференцированного целого и получает свою конкретную содержательность. Поэтому без рассмотрения специфических признаков и черт информационной культуры полученная теоретическая модель не будет достаточно эффективной при её использовании для изучения информационной деятельности в специальных науках. Отсюда следует, что важным шагом в конкретизации системного понимания информационной деятельности является переход к представлению об информационной культуре.
Среди наиболее значимых ценностей и смыслов информационного общества исследователи называют следующие:
- понимание человека как самостоятельно - деятельностной личности, осуществляющей в гармонии с природой и цивилизацией познание и преобразование окружающего мира и стремящейся к новому опыту, к внутреннему удовлетворению;
- ценность образования, объективного научного знания, установка на постоянное его приращение;
- восприятие природы как закономерного и упорядоченного «поля объектов», выступающих материалом и ресурсами преобразующей деятельности человека на основе ее гуманитарной экспертизы;
- ценность инноваций и прогресса;
- стремление личности к автономности и сохранение тяготения к общности, принятию участия в совместной выработке решений с участниками информационного взаимодействия;
приоритетность свободной самореализации, творчества и т.п. Современному информационному обществу соответствует особый характер человеческой деятельности. Это, прежде всего, инновационно-творческая деятельность, носящая проектировочный характер и предполагающая альтернативность и много вариантность решений в новых информационных условиях, имеющая личностные смыслы в соответствии с ориентацией на общечеловеческие ценности.
Перечисленные выше изменения в информационном обществе обусловливают необходимость становления информационной культуры педагога, т.к. решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Потребность развития информационной культуры педагога, согласно исследованиям, диктуется следующими положениями:
- увеличением массовой доступности персональных компьютеров, появлением различных систем мультимедиа, наличием всевозможного программного продукта как профессионального, так и игрового;
- знакомство многих учащихся с этими техническими средствами задолго до их изучения по соответствующим дисциплинам в учебных заведениях;
- частым несоответствием личной, более современной электронной техники учащихся и той, которой оснащены общеобразовательные учреждения, что приводит к отсутствию интереса и желания обучаемых работать с ней;
- увеличением числа отечественных хакеров, основной контингент которых составляют учащиеся средних учебных заведений.
Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персональных компьютеров и компьютерных сетей);
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Не менее важной составляющей информационной культуры человека являются умения выбирать и формулировать цели; осуществлять постановку задач; строить информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем и интерпретировать полученные результаты; предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы; использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, знаний, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии. При этом важны умения упорядочения, систематизации, структурирования данных и знаний, понимание сущности информационного моделирования, способов представления данных и знаний.
Еще одной важной составляющей информационной культуры является способность человека, владеющего необходимым инструментарием, предвидеть последствия собственных действий, умения подчинять свои интересы тем нормам поведения, которым необходимо следовать в интересах общества.
Рассмотренные компоненты основ информационной культуры имеют общеобразовательное и общекультурное значение.
К числу наиболее важных проблем исследования информационной культуры относятся следующие.
Первая и самая главная - это проблема формирования системы информационных понятий, обеспечивающей общую и специальную ориентировку личности в окружающей инфосреде. Здесь первостепенное значение приобретают количественные и качественные характеристики человеческого знания, обеспечивающие комфортность существования личности в современных условиях, его уровни, стадии развития, возможности управления этим процессом.
Вторая крупнейшая проблема - умение осуществлять информационную деятельность: формулировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты.
Третья проблема состоит в подготовленности личности эффективно использовать любые (традиционные и компьютерные) источники информации, базы и банки данных.
Четвертая проблема состоит в разумном регулировании информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм.
И, наконец, пятой, очень важной является проблема реализации индивидуальности личности в ее информационной деятельности. Тип личности, одаренность, темперамент, условия воспитания - все имеет значение для формирования индивидуальной информационной культуры, которая вносит свою лепту в общую информационную культуру человечества.
Таким образом, становление информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека и одной из приоритетных задач системы образования. Информационная культура личности - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиции и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе.
Информационная культура личности пронизана информационной деятельностью - процессом, в ходе которого личность преобразует и познает информационную среду, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды - объектом своей деятельности. Информационная культура дает возможность наиболее полно реализовать в такой деятельности свои способности, потребности и стремления (как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих).
Обеспечение ответствующего уровня информационной культуры, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности, является социальным заказом информационного общества для системы высшего образования.
Работая над проблемой формирования информационной культуры,
я провела диагностику уровня сформированности информационной культуры учащихся.
Для этого в начале 1 класса была проведена диагностика уровня сформированности информационной культуры учащихся. В анкетировании приняли участие ученики 1 класса. Анкета содержала вопросы, выясняющие осведомлённость учащихся об информационных ресурсах современного общества, умение школьников перерабатывать полученную информацию. Каковы же результаты проведённого опроса?
Проанализировав ответы на анкету, я пришла к следующим заключениям:
55% не имели представления об информационных источниках.
16% учащихся совершенно не были знакомы с важнейшей информационно – поисковой системой – библиотекой
22% учащихся представления не имеют о дополнительной литературе
27% учащихся не знали, что такое учебная информация.
Всё вышесказанное позволяет подтвердить тезис о недостаточности сформированности информационной культуры учащихся и сделать вывод о том, что необходимо повышение компетентности учеников в вопросах информационной культуры.
Я наметила пути формирования информационной культуры учащихся.
Наиболее эффективными считаю следующие:
На мой взгляд, педагогической особенностью процесса формирования информационной культуры учащихся является не создание новых педагогических технологий, а использование уже апробированных современных, таких как технология проблемного обучения, информационные технологии обучения, проектные и исследовательские технологии, коллективные способы обучения.
Организуя учебный процесс, я не отдаю предпочтение какой – либо одной форме, использую всё: только сочетание различных форм, на мой взгляд, является наиболее продуктивным, так как позволяет индивидуализировать обучение, организовать углубленное изучение учебного материала, найти практическое применение полученным знаниям и умениям.
В процессе работы над проектами, младшие школьники значительно пополняли свои знания, учились работать самостоятельно, докладывать результаты своей работы, обсуждать и отбирать необходимый материал. В своей работе мы часто используем проектную деятельность по разным предметам.
В заключении могу сказать, что, используя различные формы организации учебного процесса с целью формирования информационной культуры учащихся мы пришли к следующим положительным результатам.
Только 16 % учащихся не пользуется различными информационными источниками при подготовке к уроку.
Исчезло количество обучающихся, которые бы не пользовались услугами библиотеки.
Не пользуются дополнительной литературой только 5 %
Всего у 11% детей нет чёткого представления об учебной информации.
Работа по формированию информационной культуры приносит положительные результаты. Дети занимаются призовые места на всероссийских конкурсах и олимпиадах. При подготовке к уроку регулярно готовят сообщения и доклады, пользуются дополнительной литературой, постоянно пользуются услугами сельской и школьной библиотеки.
Таким образом, работу надо продолжать и дальше, чтобы добиться поставленной цели и хороших результатов.