СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии как эффективное средство обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Аннотация: в статье затрагивается проблема обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. А также описываются особенности и специфика внедрения информационных технологий в систему обучения, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии как эффективное средство обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 004

Алексеева Анастасия Владимировна

студент, ФГБОУ ВПО «ПГСГА»

E-mail: [email protected]



Аннотация: в статье затрагивается проблема обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. А также описываются особенности и специфика внедрения информационных технологий в систему обучения, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Информационные технологии как эффективное средство обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Информационные технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Проблема широкого применения информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Большой вклад в решение проблемы информационных технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Компьютеризация является неотъемлемой частью информационного процесса [3, с.97].

К термину «дети с ограниченными возможностями здоровья» относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [1, 107].

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч детей с инвалидностью.

Современное российское образование, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Несмотря, на то, что сейчас создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ, эта проблема остается по-прежнему актуальной [5, с.70].

Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества.

В таких условиях должны использоваться различные средства развития, воспитания и обучения личности ребенка с ограниченными возможностями, а именно информационные технологии, так как они позволяют снижать дефекты слуха, зрения, моторно-двигательной и речевой деятельности.

Адаптированные варианты компьютерных программ просты в применении и позволяют учиться данной категории детей в удовольствие. Внедрение и использование современных информационно-коммуникационных технологий для дистанционного обучения (образовательные Интернет-ресурсы, проекты, чаты, форумы, аудио и видеоматериалы на электронных носителях) значительно повысит эффективность учебной и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [2, с.17].

Все вышеперечисленные возможности можно использовать, создавая уроки на портале дистанционного обучения, который позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. На основе портала можно реализовать новые образовательные технологии, создавать уроки, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно вставлять в урок музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки. Ученик может работать в своём темпе, возвращаться к наиболее сложным для него моментам, переделывать задания, сразу видеть результаты своей работы [6, c.39].

Для того, чтобы обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья было эффективным и с целью реализации поставленных задач ФГОС второго поколения в ГБОУ СОШ с. Захаркино для дистанционного обучения детей-инвалидов была создана творческая группа учителей и студентов ПГСГА, деятельность которых направлена на создание электронного приложения «Живая Биология» к УМК «Биология» для 5-9 классов (ФГОС), авторов  Сонина Н. И., Захарова В. Б.

На сегодняшний день в нашей школе действует система, построенная на использовании компьютеров Apple. Мы остановились на iBooks Author. Основной направленностью применения iBooks Author является создание интерактивных учебников, но благодаря универсальности приложения, ничего не мешает создавать книги совершенно любого направления и типа. Традиционно для большинства приложений, созданных разработчиками из Apple, iBooks Author имеет качественную мультиязычную локализацию на 19 языках, в том числе и на русском. Язык интерфейса выставляется автоматически при первом запуске, в зависимости от языка, по умолчанию используемого в системе. Приложение создано в лучших традициях программ, входящих в состав популярного пакета iWork и при каждом запуске пользователя встречает окно менеджера шаблонов. Шаблонов не так много — всего 6 вариантов (простой, современный, дизайнерский, классический, редакционная статья, юный натуралист), но выбор любого из них поможет любому пользователю сэкономить немало времени на подготовку макета создаваемой книги.

iBooks Author - программа, позволяющая создавать великолепные книги Multi-Touch и имеющее ряд преимуществ, которые помогут создать мультимедийный проект для использования в обучении детей с ограниченными возможностями.

Технология Multi-Touch позволяет обращаться с цифровыми устройствами и виртуальными объектами так, как мы привыкли это делать с обычными предметами в реальном мире, то есть с помощью пальцев рук , что стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.

iBooks Author позволяет легко добавить текст, графику, фильмы и презентации. Технология VoiceOver автоматически поддерживается оглавлением, словарём, виджетами, основным текстом и не только. ИспользуяVoiceOver, пользователь может управлять своим компьютером, используя речь и клавиатуру. Можно добавить описание универсального доступа к любому виджету или медиафайлу — включая фильмы и отзывы, — и их смогут использовать люди с нарушениями зрения.

Преимуществами приложения «Живая Биология» являются: инновационность, которая заключается в использовании новейших разработок в области ИКТ, в частности технологий Multi-Touch, сервисов web.2.0 и облачных сетевых технологий, основным достоинством которых является обеспечение совместной работы учащихся в интерактивном режиме; мобильность – быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс независимо от местонахождения; гибкость – сочетание различных форм и методов организации исследовательской работы учащихся в соответствии с их особенностями

В настоящий момент нами разработаны мультимедийные приложения в оболочке iBooks Author к УМК «Биология» для 5 класса авторов Сонина Н.И., Плешаков А.А., которые на данном этапе апробируются на базе ГБОУ СОШ с. Захаркино для дистанционного обучения детей-инвалидов.

Использование в учебном процессе приложения «Живая Биология» с детьми с ограниченными возможностями показывает, что такие формы проведения занятий: пробуждают у обучающихся интерес; поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала; оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); формируют жизненные навыки; способствуют изменению отношения к учебе. Разработанное приложение может стать незаменимым помощником и для педагога, и для обучающихся, превращая учебный процесс в образовательную среду с интерактивной деятельностью.

Так же освоение компьютерных технологий учащимися позволяет им участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества [4, с.117].

При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом направлении ведутся различные разработки. Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация.

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов, но в условиях индивидуального обучения нецелесообразна. Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку [7, с.56].

Таким образом, мы может предполагать что, информационные технологии являются эффективным средством обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.


Список литературы

  1. Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу. Материалы международного семинара. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.- СПб., 2007. C. 107-110.

  2. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 17-20.

  3. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко. - М: Просвещение, 2008. C. 97-101.

  4. Елизаров А.А. Дистанционное образование. Характеристика понятия. Журнал «Информационное общество, 2015. № 3 (7). С. 117-120.

  5. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2011. № 5. С. 70-77

  6. Фишер Т.Б. Интегрированные уроки музыки и информатики // Информатика и образование. 2010. Т. 12. № 5-3. С. 39-52

  7. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: книга для учителя: пер. с англ. - М.:Просвещение, 2007. C. 56-61.



ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Всероссийской молодежной школы - семинара «Актуальные проблемы информационных технологий, электроники и радиотехники - 2015»

(ИТЭР – 2015)



«Информационные технологии как эффективное средство обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Фамилия Имя Отчество

Алексеева Анастасия Владимировна

Название организации (полн.)

Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия


Название организации (сокр.)

ПГСГА

Должность

Студент

Ученое звание


Ученая степень


Адрес для переписки (с почтовым индексом)

Самарская область, Сергиевский район,

с. Захаркино, ул. Революционная, д.7

индекс: 446557

Телефон с кодом города

Факс

E-mail (обязателен)



[email protected]

Название доклада

Информационные технологии как эффективное

средство обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья



Научное направление (секция)

1) информационные технологии


Я представляю доклад □ в качестве основного автора □ в качестве соавтора

Участие в конференции □ с докладом □ без доклада □заочное участие

Согласие на безвозмездное размещение полнотекстового варианта статьи в сети интернет: □ согласен □ прошу не размещать материалы в сети интернет

Дата заполнения: 20.12.2015

Алексеева Анастасия Владимировна