СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные умения младших школьников на уроке "Человек и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование информационных умений при изучении предмета "Человек и мир" ( белорусская школа) - в помощь учителю начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Информационные умения младших школьников на уроке "Человек и мир"»

ГУО «Средняя школа № 137 г.Минска имени П.М.Машерова» Тема: Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета  «Человек и мир». Амельяник Н.А. учитель начальных классов Минск 2017

ГУО «Средняя школа № 137 г.Минска имени П.М.Машерова»

Тема: Формирование информационных умений

у младших школьников при изучении предмета

«Человек и мир».

Амельяник Н.А.

учитель начальных классов

Минск

2017

Условия развития информационных умений  Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.  Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.  Доступность информационных ресурсов.  Наличие времени для самостоятельной работы школьников  с разными информационными источниками.  Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.  Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.  Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.

Условия развития информационных умений

  • Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.
  • Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.
  • Доступность информационных ресурсов.
  • Наличие времени для самостоятельной работы школьников

с разными информационными источниками.

  • Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.
  • Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.
  • Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.
Основные источники информации:  наблюдение;  эксперименты, опыты;  познавательное общение;  книга, текст;  использование медиа-ресурсов: прессы, кино,  телевидения, радио, видео- и аудиопродукции;  компьютер.

Основные источники информации:

  • наблюдение;
  • эксперименты, опыты;
  • познавательное общение;
  • книга, текст;
  • использование медиа-ресурсов: прессы, кино,

телевидения, радио, видео- и аудиопродукции;

  • компьютер.
Направления способов работы с информацией Информационный  Наблюдение поиск Предметно  аналитическая Умения и навыки извлечения информации при рассматривании объекта: предмета или явления природы, человека, графического изображения, абстрактных символов. деятельность Перекодировка Установление причинно- следственных связей в изучаемом явлении, облике предмета. Планирование и изменение порядка в высказывании об объекте. Сравнение объектов. информации Хранение Вербализация Рациональные способы хранения результатов информации наблюдений. информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Ведение Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических записей. приемов для работы с информацией. Использование Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации. приемов графического изображения результатов наблюдений.

Направления способов работы с информацией

Информационный

Наблюдение

поиск

Предметно аналитическая

Умения и навыки извлечения информации при рассматривании объекта: предмета или явления природы, человека, графического изображения, абстрактных символов.

деятельность

Перекодировка

Установление причинно- следственных связей в изучаемом явлении, облике предмета. Планирование и изменение порядка в высказывании об объекте. Сравнение объектов.

информации

Хранение

Вербализация

Рациональные способы хранения

результатов

информации

наблюдений.

информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.

Ведение

Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических

записей.

приемов для работы с информацией.

Использование

Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

приемов

графического

изображения

результатов

наблюдений.

Направления способов работы с информацией  Общение Информационный поиск Предметно  аналитическая Искусство ведения беседы. Получение информации с помощью вопросов. Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме. Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы. Перекодировка деятельность Хранение информации Умение вести Рациональные способы хранения записи информации и зарисовки информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических входе экскурсии, приемов для работы с информацией. беседы, Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации. рассказа, мини-лекции.

Направления способов работы с информацией

Общение

Информационный

поиск

Предметно аналитическая

Искусство ведения беседы. Получение информации с помощью вопросов.

Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.

Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы.

Перекодировка

деятельность

Хранение

информации

Умение вести

Рациональные способы хранения

записи

информации

и зарисовки

информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.

Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических

входе

экскурсии,

приемов для работы с информацией.

беседы,

Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

рассказа,

мини-лекции.

Направления способов работы с информацией

Информационный

Книга, текст

поиск

Предметно аналитическая

Библиографический поиск. Использование ориентировочного аппарата книги. Навыки ориентировки в тексте. Система пометок и закладок.

деятельность

Перекодировка

Оценка качества найденной

информации с точки зрения

информации

Хранение

Изменение

объема

ее соответствия учебной задаче.

информации

Рациональные способы хранения

Различение главного и

информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.

информации

второстепенного в тексте,

Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических

в соответствии

изображении.

приемов для работы с информацией.

с учебной

Выделение фрагментов

Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

задачей.

содержания, подтверждающих главную мысль.

Использование

условных

Планирование способа

сокращений

вербализации знаний,

и графики

полученных в ходе работы

для удобства

с текстом книги, компьютером.

хранения

информации.

Направления способов работы с информацией

Информационный

Компьютер

поиск

Предметно аналитическая

Необходимые пользовательские навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками. Информационный поиск в системе Windows, гиперсреде. Способы изъятия информации из компьютера.

деятельность

Перекодировка

Оценка качества найденной

информации с точки зрения

информации

Хранение

Навыки работы с гибкими дисками, CD. Использование буфера обмена для изъятия фрагментов информации, ее структурирования. Владение навыками работы с текстовым и графическим редакторами, с таблицами.

Рациональные способы хранения

ее соответствия учебной задаче.

информации

Различение главного и

информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.

второстепенного в тексте,

Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических

изображении.

приемов для работы с информацией.

Выделение фрагментов

Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

содержания, подтверждающих главную мысль.

Планирование способа

вербализации знаний,

полученных в ходе работы

с текстом книги, компьютером.

Выпускник начальной школы должен уметь:  оценивать потребность в дополнительной информации;  определять возможные источники информации и способ её поиска;  осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;  анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);  организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям.

Выпускник начальной школы должен уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и способ её поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям.
Выпускник начальной школы должен уметь  наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;  создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);  использовать информацию для построения умозаключений;  использовать информацию для принятия решений; при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Выпускник начальной школы должен уметь

  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • использовать информацию для принятия решений;

при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Виды заданий  с неполными исходными данными;  требующих поиска дополнительных сведений;  в которых ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;  в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;  в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации;  в которых требуется представить сведения в двух или более видах;  в которых ученик должен представить одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию;  предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.

Виды заданий

  • с неполными исходными данными;
  • требующих поиска дополнительных сведений;
  • в которых ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
  • в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
  • в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации;
  • в которых требуется представить сведения в двух или более видах;
  • в которых ученик должен представить одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию;
  • предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!