ГУО «Средняя школа № 137 г.Минска имени П.М.Машерова»
Тема: Формирование информационных умений
у младших школьников при изучении предмета
«Человек и мир».
Амельяник Н.А.
учитель начальных классов
Минск
2017
Условия развития информационных умений
- Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.
- Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.
- Доступность информационных ресурсов.
- Наличие времени для самостоятельной работы школьников
с разными информационными источниками.
- Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.
- Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.
- Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.
Основные источники информации:
- наблюдение;
- эксперименты, опыты;
- познавательное общение;
- книга, текст;
- использование медиа-ресурсов: прессы, кино,
телевидения, радио, видео- и аудиопродукции;
Направления способов работы с информацией
Информационный
Наблюдение
поиск
Предметно аналитическая
Умения и навыки извлечения информации при рассматривании объекта: предмета или явления природы, человека, графического изображения, абстрактных символов.
деятельность
Перекодировка
Установление причинно- следственных связей в изучаемом явлении, облике предмета. Планирование и изменение порядка в высказывании об объекте. Сравнение объектов.
информации
Хранение
Вербализация
Рациональные способы хранения
результатов
информации
наблюдений.
информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.
Ведение
Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических
записей.
приемов для работы с информацией.
Использование
Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.
приемов
графического
изображения
результатов
наблюдений.
Направления способов работы с информацией
Общение
Информационный
поиск
Предметно аналитическая
Искусство ведения беседы. Получение информации с помощью вопросов.
Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.
Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы.
Перекодировка
деятельность
Хранение
информации
Умение вести
Рациональные способы хранения
записи
информации
и зарисовки
информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.
Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических
входе
экскурсии,
приемов для работы с информацией.
беседы,
Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.
рассказа,
мини-лекции.
Направления способов работы с информацией
Информационный
Книга, текст
поиск
Предметно аналитическая
Библиографический поиск. Использование ориентировочного аппарата книги. Навыки ориентировки в тексте. Система пометок и закладок.
деятельность
Перекодировка
Оценка качества найденной
информации с точки зрения
информации
Хранение
Изменение
объема
ее соответствия учебной задаче.
информации
Рациональные способы хранения
Различение главного и
информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.
информации
второстепенного в тексте,
Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических
в соответствии
изображении.
приемов для работы с информацией.
с учебной
Выделение фрагментов
Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.
задачей.
содержания, подтверждающих главную мысль.
Использование
условных
Планирование способа
сокращений
вербализации знаний,
и графики
полученных в ходе работы
для удобства
с текстом книги, компьютером.
хранения
информации.
Направления способов работы с информацией
Информационный
Компьютер
поиск
Предметно аналитическая
Необходимые пользовательские навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками. Информационный поиск в системе Windows, гиперсреде. Способы изъятия информации из компьютера.
деятельность
Перекодировка
Оценка качества найденной
информации с точки зрения
информации
Хранение
Навыки работы с гибкими дисками, CD. Использование буфера обмена для изъятия фрагментов информации, ее структурирования. Владение навыками работы с текстовым и графическим редакторами, с таблицами.
Рациональные способы хранения
ее соответствия учебной задаче.
информации
Различение главного и
информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках.
второстепенного в тексте,
Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических
изображении.
приемов для работы с информацией.
Выделение фрагментов
Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.
содержания, подтверждающих главную мысль.
Планирование способа
вербализации знаний,
полученных в ходе работы
с текстом книги, компьютером.
Выпускник начальной школы должен уметь:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способ её поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям.
Выпускник начальной школы должен уметь
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений;
- использовать информацию для принятия решений;
при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
Виды заданий
- с неполными исходными данными;
- требующих поиска дополнительных сведений;
- в которых ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
- в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
- в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации;
- в которых требуется представить сведения в двух или более видах;
- в которых ученик должен представить одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию;
- предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.