Инновационные формы работы на уроках литературы
Данная статья рассматривает творчество великого русского писателя Ф.М.Достоевского через призму современного образования. Раскрыты важность и значение изучения его произведений на уроках литературы в школе; показано мастерство писателя в раскрытии характеров героев; очерчены нравственные вопросы, поднятые автором в романе «Преступление и наказание». Также предложены инновационные формы и приёмы работы с романом (сочинения разных жанров, «свободные тексты») и разработка урока. Такие нестандартные формы работы с произведением разнообразят урок литературы, помогут понять, что помимо классических сочинений, есть и нестандартные, которые заставят детей напряжённо мыслить, фантазировать и открыть для себя художественный мир писателя по-новому.
Фёдор Михайлович Достоевский – явление всемирной литературы. Он открыл новый этап её истории и во многом определил пути и формы её дальнейшего развития. Произведения писателя и сегодня остаются остросовременными, потому что он мыслил и творил вне времени. Произведениям классика свойственны исключительная острота и внутренняя напряжённость мысли, особая насыщенность действием. Всё это созвучно внутренней напряжённости жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в её спокойном течении. Ему присущ повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельной личности, что является на сегодняшний день самым ценным в творчестве писателя. Художественный мир Достоевского – это мир мысли и напряжённых исканий. Отсюда – острый интеллектуализм его романов, который особенно ценен в наши дни. Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени.
Остановимся для примера на романе «Преступление и наказание» (10 класс). Изучая это произведение, учащиеся должны уяснить, что в нём с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обречённого обществом на одиночество и страдание. Основное внимание учителю стоит уделить на нравственных вопросах, показать мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Для достижения этой цели можно использовать разные формы проведения уроков: урок-исследование, урок-диспут, урок-суд, урок-исповедь. Продуктивной формой работы на уроке также может быть разделение учеников на группы, которым даётся разные задания. Интересно будет также использовать «свободные тексты» и сочинения разных жанров (инновационные).
Разработка урока по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» с использованием инновационных форм работы
Холоша И.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа №80 г. Донецка»
Тема. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Изображение в романе картин русской действительности
Цели: проанализировать 1 часть романа, обратить внимание на изображение реальных картин действительности; показать плачевное положение молодых людей бедных районов Петербурга; учить анализировать поступки героя и делать правильные выводы; пробудить интерес к прочтению всего произведения; воспитывать сострадание, гуманизм, уважение к личности; развивать логическое мышление, грамотную связную речь учащихся.
Оборудование: портрет писателя, виды петербургских окраин ХΙХ века, фрагменты кинофильма «Преступление и наказание» (реж.Л.Кулиджанов), иллюстрации к роману; герои произведения в изображении учащихся.
Тип урока: урок-исследование
«Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
Ход урока
Ι. Актуализация опорных знаний учащихся
Литературный диктант
1) Достоевский родился в семье … (бедного лекаря)
2) Первое произведение писателя называется … («Бедные люди»)
3) Роман «Преступление и наказание» написан в … (1866 году)
4) События, описанные в романе, происходят в … (Петербурге)
5) Последней женой писателя была … (Анна Григорьевна Сниткина)
ΙΙ. Сообщение темы и целей урока
ΙΙΙ. Работа по теме урока
1. Чтение учащимися отрывков из стихотворений В.Тредиаковского, А.Пушкина, Н.Некрасова с описанием Петербурга (задавалось на дом заранее,3 ученика)
Преславный град, что Пётр наш
основал
И на красе построил столь
полезно,
Уж древним всем он ныне равен
стал,
И обитать в нем всякому любезно.
В.Тредиаковский
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит.
А.Пушкин
В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет, ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря.
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-мужика,
И шарманка с пронзительным воем,
И кондуктор с трубой, и войска,
С барабанным идущие боем,
Понуканье измученных кляч,
Чуть живых, окровавленных, грязных,
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных –
Всё сливается, стонет, гудет …
Н.Некрасов
- Каким предстаёт Петербург в поэзиях поэтов?
- Каким мы видим Петербург у Достоевского? («На улице стояла жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя ночь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши … Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»)
- Составьте сенкан на тему «Петербург»
сенкан
Петербург…
Серый, душный.
Давит, угнетает, тяготит.
Это город разбитых надеж.
Безысходность.
2. Работа над содержанием романа
1) Беседа по главам 1-2 части
- Именно в таком городе живёт наш герой – Родион Раскольников;
- Какие синонимы подбирает Достоевский к слову «жара»? (духота, вонь);
- Какие чувства вызывает жара у молодого человека? (Чувство неприязни, омерзения, отвращения);
- Опишите главного героя. Где он живёт, кто он?
- Почему молодой человек равнодушен к своей одежде?
- Что означает фамилия главного героя – Раскольников? (Слово «раскол» несёт в себе психологическую подоплёку. В нём скрыт намёк на раздвоенность натуры человека);
- Есть ли доказательства раздвоенности Раскольникова на первых страницах романа?
- Приведите пример других литературных героев, у которых тоже проявляется раздвоенность натуры (Печорин);
- В дальнейшем мы увидим, что Раскольников, с одной стороны, мыслящий убийца, но с другой – милосердный человек, способный к состраданию.
- А теперь представим себе, что в один из летних вечеров наш герой выходит на улицу и направляется в распивочную (инсценировка встречи Раскольникова с Мармеладовым, 2 ученика)
- Почему Мармеладов пьёт? Понимает ли он, что делает? (Мармеладов осознаёт себя мерзавцем, но пьёт, пытаясь заглушить горе, т.е. дочь «пошла по жёлтому билету»: «для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу» )
- Какие слова Мармеладова запали в душу Раскольникова? («… идти больше некуда …»)
- Составьте «свободные» тексты на тему: Раскольников, совесть
сочинение-хайку:
Я был Раскольниковым…
Влачил своё существование в Петербурге, убил старуху.
Это мой протест, обрёкший меня на душевные муки.
стихотворение «Я»
Я – совесть
Бываю не у всех.
Я – совесть
И боль, и смех.
Я – совесть
Взываю к тончайшим струнам души.
Я – совесть
Рождаюсь в глубокой тиши…
2) Работа над частью 1, главы 3-4
- О чём узнал Раскольников из письма матери?
- Почему он не хочет принять жертву Дуни? (Письмо матери вызывает в нём чувство глубокого возмущения);
- Как отреагировал герой на встречу с девушкой-подростком на улице?
- Какие мысли и чувства нахлынули на Раскольникова после этой сцены? (Встреча на бульваре – реальный поступок, вызванный чувством протеста);
- Какими чувствами навеян сон Раскольникова? (Сон навеян чувством «потрясённой справедливости»)
3) Пересказ участвующими глава 5, части 1
Беседа
- Как понимать такие рассуждения героя: «Боже, - воскликнул он, - да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…»;
- «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера Лизаветы, старухиной сестры, дома не будет… и что старуха, ровно в 7 часов вечера, останется дома одна»;
- «Ни о чём он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал. что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно …»?
- К чему привели эти мысли героя?
4, Анализ сцены убийства
ΙV. Подведение итогов урока
- Почему Раскольников совершил убийство?
- Можно ли оправдать его поступок?
- Какой путь избрали бы вы в данной ситуации?
- напишите сочинение-приквел (предыстория), в котором бы рассказывалось о событиях, предшествующих основным событиям романа.
V. Домашнее задание
Прочитать 2-3 части романа; подготовить вопросы к героям на суд; написать сочинение-монофон на тему «Петербург», используя только букву «п» (для подготовленных детей)