СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные педагогические технологии в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время в образовании происходят значительные перемены, которые охватывают все стороны процесса обучения. Каждый педагог ищет более эффективные методы усовершенствования образовательного процесса, повышения интереса учащихся к образованию.

В концепции ФГОС общего образования выделен системно – деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Я считаю, что особое значение нужно отдавать творческим, исследовательским и  проектным технологиям.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные педагогические технологии в начальной школе.»


С.Б. Шичиях

учитель начальных классов

МБОУ СШ №5

Тахтамукайского района

Республики Адыгея


ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В наше время в образовании происходят значительные перемены, которые охватывают все стороны процесса обучения. Каждый педагог ищет более эффективные методы усовершенствования образовательного процесса, повышения интереса учащихся к образованию.

В концепции ФГОС общего образования выделен системно – деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Я считаю, что особое значение нужно отдавать творческим, исследовательским и проектным технологиям.

Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Очень важно уметь внедрять эти технологии на практике. А для этого нужно сначала самому проработать те технологии, которые подойдут для учеников начальной школы с учётом их возрастных особенностей.

Педагогические технологии строятся на взаимодействии учителя и учеников в любой области деятельности.

Только так можно достигнуть позитивного усвоения детьми учебных умений, сформировать духовно-нравственные ценности и осознание себя как члена общества.

Цель моей работы – показать, как можно достичь высоких результатов в обучении и образовании с помощью современных образовательных технологий.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста. В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, педагогики сотрудничества, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие.


1.Технология проблемного обучения.

Технологию проблемного обучения можно использовать на любом уроке. Она позволяет ученикам ставить и решать проблемы, быть не пассивными слушателями и исполнителями, а активными участниками исследовательской работы. Учитель в данной ситуации выступает как режиссёр.

Он определяет этапы постановки и решения проблемы:

1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

 5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

В результате к окончанию начальной школы ученик учится обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели.

Технология проблемного обучения универсальна. Она применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Перед Вами материал из учебника математики по теме: умножение суммы на число. Я предлагаю детям прочитать задание №1 и определить несколько способов решения данной задачи. Здесь ребята высказывают и обосновывают свою точку зрения. Дети сравнивают свои пути решения данной проблемы с решением героев книги (№2) и убеждаются в своей правоте. Далее сравниваем свой вывод с авторским (в рамочке). Таким образом, дети с помощью учителя составили план решения учебной задачи и нашли средства её осуществления.

Эта технология формирует регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия.

2. Технология дифференцированного обучения.

Убеждена, что каждый ученик должен учиться на уровне своих возможностей и способностей. Это позволяет сделать технология дифференцированного обучения.

Цель дифференциация – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

Используя эту технологию, можно усовершенствоватьзнания, умения, навыки каждого в отдельности,уменьшить отставание ученика по предмету, расширить и углубить знания исходя из интересов и способностей учащихся.

Для удобства я делю класс на группы по уровню умственного развития, работаю с каждой группой индивидуально, заранее продумываю задания для каждой группы, так как они должны быть посильны для учащихся. Работая с группой, я могу работать индивидуально с каждым учеником.

Дана схема «Что ты можешь рассказать о слове?» Используя эту схему, ученики могут работать над любым словом (деление на группы, индивидуальная работа).

3. Технология педагогики сотрудничества.

Эта технология развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из конфликтных ситуаций, формирует готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Для всех обязательны условия:

  • слушать своих товарищей;

  • принимать посильное участие в работе;

  • просить о помощи, когда тебе нужно;

  • оказывать помощь, если тебя об этом просят.

Например, работа над проектами, где учитель советует, направляет.

Проект «Сохраним красоту природы».


4. Игровые технологии.

Игровые технологии позволяют сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Игра воспринимается детьми с радостью в силу возрастных особенностей.

Можно применять различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач игр.

Я применяю различные методы, формы и виды работы. Это задания творческого характера: мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие и т.д.

Стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрываем ситуации, работаем в группах.

Работа над однокоренными словами.

Я считаю, что игра развивает умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушивать и принимать мнение других.


5.Технология здоровьесбережения.

Владение этой технологией необходимо для учителя начальных классов, так как с раннего детства нужно закладывать основы здорового образа жизни. Детям необходимо рассказывать о правилах личной гигиены, чистоте тела и одежды, составлении режима дня, пребывании на свежем воздухе, о необходимости отказа от вредящих здоровью продуктов питания, о противодействии(в пределах своих возможностей) курению, пьянству, наркомании.

Знакомлю своих учеников с правилами здорового образа жизни. Регулярно провожу физминутки, динамические паузы, организовываю горячее питание для всех учащихся класса, устраиваю встречи с интересными людьми, ведущими активный образ жизни, со спортсменами,

с врачами. Очень любят дети спортивные праздники, в которых вместе с ними участвуют их родители.

Результатами моей работы являются достижения моих учеников: участие во всероссийских конкурсах, районных и республиканских олимпиадах, дистанционных олимпиадах.


Спасибо за внимание. Творческих успехов!


Список литературы:

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

  • Газман О.С. Инновационное движение в российском школьном образовании. М.,2003.