СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование кроссенса нв уроках

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»

31 марта 2022 года  Всероссийский Педагогический форум «Обновленный ФГОС - 2022: проблемные вопросы преемственности дошкольного и начального образования».

31 марта 2022 года

Всероссийский Педагогический форум

«Обновленный ФГОС - 2022: проблемные вопросы преемственности дошкольного

и начального образования».

04/11/2022 1   Тема выступления: «Инновационные технологии на уроках в начальной школе» Выступающий: Доппельт Ульяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Школа №7 г.о. Самара

04/11/2022

1

Тема выступления: «Инновационные технологии на уроках в начальной школе»

Выступающий: Доппельт Ульяна Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ Школа №7 г.о. Самара

Важнейшей задачей волнующей меня и всех педагогов является повышение эффективности урока, развитие у учащихся устойчивого интереса к учебе, знаниям, а так же потребность в самостоятельном поиске информации. И в целях активации учащихся , учителя вводят в практику новые технологии. Уроки с использованием этих технологий захватывают, увлекают ребят, тем самым повышая мотивацию и интерес к освоению новыми знаниями.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок – это радость, приносящая пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

  Основными целями инновационного обучения являются:

 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей детей;

 формирование личностных качеств учащихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 развитие различных типов мышления;

 формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературному чтению в начальной школе я успешно применяю следующие приемы:   ПРИЁМ «КРОССЕНС» ПРИЁМ « КЛАСТЕР» ПРИЁМ « КОРЗИНА ИДЕЙ» ПРИЁМ « ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» ПРИЁМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» ПРИЁМ « ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА»  И другие методы и приёмы

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературному чтению в начальной школе я успешно применяю следующие приемы:

ПРИЁМ «КРОССЕНС»

ПРИЁМ « КЛАСТЕР»

ПРИЁМ « КОРЗИНА ИДЕЙ»

ПРИЁМ « ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

ПРИЁМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»

ПРИЁМ « ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА»

И другие методы и приёмы

  Технологии, которые сегодня будут представлены, можно использовать на любом предмете и не только в начальной школе.  Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это технология развития критического мышления. Цель этой технологии развивать мыслительные навыки учащихся уметь анализировать, принимать взвешенные решения. Кроссенс, как прием логического и творческого мышления Кроссенс я применяю при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации; при закреплении и обобщении изученного материала; творческое домашнее задание. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

  Технологии, которые сегодня будут представлены, можно использовать на любом предмете и не только в начальной школе.

Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это технология развития критического мышления.

Цель этой технологии развивать мыслительные навыки учащихся уметь анализировать, принимать взвешенные решения.

  • Кроссенс, как прием логического и творческого мышления

Кроссенс я применяю при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;

при закреплении и обобщении изученного материала; творческое домашнее задание.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

Кроссенс– это ассоциативная цепочка, замкнутая в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка,». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Алгоритм составления кроссенса: 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Кроссенс– это ассоциативная цепочка, замкнутая в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка,». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Примеры кроссенса по теме : «Фразеологизмы» и «Антонимы»

Примеры кроссенса по теме : «Фразеологизмы» и «Антонимы»

 Образец кроссенса на уроках литературы на этапе проверки и закрепления полученных знаний.

Образец кроссенса на уроках литературы на этапе проверки и закрепления полученных знаний.

Кластер  (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластеры. Графическая организация материала является ведущим методом демонстрации процесса мышления. Наиболее распространенным является прием составления кластера.  Очень часто я использую кластеры на уроках русского языка. С помощью него можно представить ключевые моменты любого понятия из курса русского языка. Этот прием также принято называть «наглядный мозговой штурм».

Кластер (от англ. cluster – «скопление»,

«пучок», «созвездие») – это способ

графической организации материала,

позволяющий сделать наглядными те

мыслительные процессы, которые происходят

при погружении в ту или иную тему, свободно

и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Кластеры.

Графическая организация материала является ведущим методом демонстрации процесса мышления. Наиболее распространенным является прием составления кластера. 

Очень часто я использую кластеры на уроках русского языка. С помощью него можно представить ключевые моменты любого понятия из курса русского языка. Этот прием также принято называть «наглядный мозговой штурм».

Существуют различные виды кластеров:   - планета и её спутники -блок-схемы На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении. -бумажный кластер -кластер с нумерацией слов для составления рассказа -кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов -групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа -обратный кластер -грамматический кластер

Существуют различные виды кластеров:

  • - планета и её спутники
  • -блок-схемы
  • На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
  • -бумажный кластер
  • -кластер с нумерацией слов для составления рассказа
  • -кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
  • -групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
  • -обратный кластер
  • -грамматический кластер
Арт-кластер (кластер с картинками ) Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.  Предметный Арт-кластер Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

Арт-кластер (кластер с картинками ) Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.

Предметный Арт-кластер Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

Сюжетный Арт-кластер Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок. Групповой кластер Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые - неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное - нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

Сюжетный Арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер

Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые - неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное - нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

Обратный кластер Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.

КЕЙС -пакеты

КЕЙС -пакеты

Кейс -пакет урок русского языка на тему имена собственные 1.Кейс задания по русскому языку для 1 класса. Вспомни, с какой буквы пишутся клички животных. Рассмотри рисунки. Придумай клички собакам и запиши их. Расскажи об одной из собак на рисунке Какая она? Напишите 2-3 предложения о ней .

Кейс -пакет урок русского языка на тему имена собственные

1.Кейс задания по русскому языку для 1 класса.

Вспомни, с какой буквы пишутся клички животных. Рассмотри рисунки. Придумай клички собакам и запиши их.

Расскажи об одной из собак на рисунке Какая она?

Напишите 2-3 предложения о ней .

2. Прочитай стихотворение. Найди в нем название животного и его кличку. Выдели маркером имя собственное.   - Фомка, Фомка, хомячок. Покажи другой бочок  - Нет не покажу, я на нем лежу.   3. Рассмотри рисунки. Подбери каждому ребенку имя. Как запишешь эти имена? Вспомни и сформулируй правило.

2. Прочитай стихотворение. Найди в нем название животного и его кличку. Выдели маркером имя собственное. - Фомка, Фомка, хомячок. Покажи другой бочок - Нет не покажу, я на нем лежу.

  • 3. Рассмотри рисунки. Подбери каждому ребенку имя. Как запишешь эти имена? Вспомни и сформулируй правило.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

04/11/2022 1 СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ  ЦЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ВЫСТУПАЕТ КАК ФОКУС УСИЛИЙ УЧИТЕЛЯ.  ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖНО СТАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ  МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ВЫСТРАИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ВЕДУЩЕЙ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Леонид Владимирович  Занков  (1901 – 1977) Научный руководитель Наталия Борисовна Истомина (1940 - 2020) Л.Г. Петерсон Е.И. Матвеева А.А. Вахрушев А.В. Горячев

04/11/2022

1

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ

ЦЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ВЫСТУПАЕТ КАК ФОКУС УСИЛИЙ УЧИТЕЛЯ.

ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ДОЛЖНО СТАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ВЫСТРАИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

КАК ВЕДУЩЕЙ ФОРМЫ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Леонид Владимирович

Занков

(1901 – 1977)

Научный руководитель

Наталия Борисовна

Истомина

(1940 - 2020)

Л.Г. Петерсон

Е.И. Матвеева

А.А. Вахрушев

А.В. Горячев

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА Email : info@edc-samara.ru   Интернет-магазины  www.shop.prosv.ru  www.labirint.ru  www.my-shop.ru   Группа компаний «Просвещение» Методическая поддержка «Просвещение - Союз» Pgalyashina@prosv.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Email : [email protected]

Интернет-магазины www.shop.prosv.ru www.labirint.ru www.my-shop.ru

Группа компаний «Просвещение»

Методическая поддержка «Просвещение - Союз» [email protected]