Калиничева
Лариса Дмитриевна
Учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Верховский район, Орловская обл.
Тема самообразования: «Инновационные технологии в преподавании истории и обществознания».
- Цель: формирование ключевых компетенций учащихся через интеграцию современных педагогических информационных технологий
Задачи:
- Обучение деятельности: умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
- Формирование личностных качеств: ума, воли, гражданственности и патриотизма, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни;
- Формирование картины мира: адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
- Предоставление фундаментального образования , получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
- Формирование у учащихся креативности , умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию и истории
- Умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
- Умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
Информационные технологии:
*Модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями.
*У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией.
* Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий
Проблема
Реклама
Поток новой
информации
Игровые
приставки
Электронные
игрушки
Компьютер
Телевидение
необходимо научить
Инфомацию
осваивать
преобразовывать
использовать
Традиции + инновации
Основа моделирования инновационного урока
- Инновационный урок – это динамичная вариативная модель организации обучения и учения, учащихся на определенный период.
Виды инновационных уроков:
- Уроки самостоятельной деятельности;
- Интерактивные уроки;
- Исследовательские уроки;
- Уроки на основе групповой технологии;
- Проблемные уроки;
- Уроки – тренинги;
- Уроки на основе проектной деятельности;
- Уроки с использованием ИКТ;
- Уроки дифференцированного обучения и др.
Для достижения цели и решения задач практикую следующие инновационные технологии:
- Самостоятельная деятельность учащихся;
- ИКТ;
- Проблемное обучение;
- Технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- Технологию использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых игр);
- Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа);
- Интерактивный метод;
Модели обучения
Интерактивные методы:
- и нтерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”), таким образом, дословный перевод обозначает
- интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой;
- а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
- Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.
- Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Актуальность применения интерактивных технологий на уроке
Мы получаем и обрабатываем информацию:
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
- 10% того, что читаем
- 20% того, что слышим
- 30% того, что видим
- 50% того, что видим и слышим
- 80% того, что говорим
- 90% того, что говорим и делаем.
Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии:
- Положительные стороны
- Расширение ресурсной базы
- Высокая степень мотивации
- Максимальная индивидуализация обучения
- Акцент на деятельность, практику
- Широкие возможности для творчества
- Прочность усвоения материала
- Отрицательные стороны
- Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
- Трудности установления дисциплины и ее поддержания
- Строгий лимит обучающихся
- Объем изучаемого материала небольшой
- Требуется большое количество времени
- Сложность индивидуального оценивания
Уроки самостоятельной деятельности:
- Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся.
- Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных
качеств личности.
Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.
Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности:
• демонстрировать доверие; • не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи; • не критиковать за ошибки; • собеседование вести в виде уточнения деталей; • определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы; • установить временные рамки для выполнения работы; • создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности; • определять критерии выполнения самостоятельной работы; • разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем.
Позиции учителя и ученика на уроках самостоятельной деятельности:
• позиция учителя: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему, буду учить); • позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.
Варианты применения ИКТ на уроках
- Презентации;
- Просмотр видеофильма или видеофрагмента;
- Использование отдельных электронных материалов;
- Ознакомление с историческими источниками;
- Работа с Интернет – ресурсами;
Преимущества ИКТ
- Оперативность в обновлении информации;
- Свободный доступ к любому источнику информации;
- Яркий, красочный мир мультимедиа;
- Наглядность и творческий стиль работы;
В результате использования ИКТ на уроках истории и обществознания у учащихся наблюдается:
- Повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
- Более полное усвоение теоритического материала;
- Овладение учащимися умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий;
- Умение кратко и чётко формулировать свою точку зрения;
Проблемные уроки:
- Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема.
- Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.
Учитель должен знать:
- Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы.
- Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности.
- Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.
- Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий.
- Задача учителя – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока.
- Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т. д.
Сложности проблемных уроков
- Одним из стимулов развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи.
- Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы.
- Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации.
- Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет:
- облегчить процесс усвоения нового материала учащимися;
- разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях;
- такие приемы дают свои результаты не только на уроках истории, обществознания, но и других гуманитарных дисциплинах, укрепляют меж предметные связи.
Деловая игра:
- Здесь моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
- В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.
Виды деловых игр:
- Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
- Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
- Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
- Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.
Обучение в сотрудничестве (групповая технология):
- работа в микрогруппах;
- по вариантам;
- классный конвейер;
- зачет в парах и т. д.
Цель и содержание групповой технологии:
- Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.
- Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе.
- Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.
- Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.
- Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно.
Эффективные методы групповой технологии:
- метод диалога;
- метод собеседования;
- обмена мнениями;
- метод совместной деятельности.
Используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:
* 1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. *2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”. *3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия: • мне интересно то, чему меня учат; • мне интересен тот, кто меня учит; • мне интересно как меня учат. *4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Анкетирование показало:
а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности;
г) 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Вывод:
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 2008, № 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2008.
5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2010 - № 4. – С.53.
6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2006. № 4. с.38-39.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19 .
8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.
Спасибо за
внимание!