Использование приемов инсценирования на уроках литературного чтения – 1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление со слов Шекспира: «Весь мир- театр, а люди в нем актеры». Эта фраза говорит о том, что в жизни каждый человек примеряет разные роли. Существуют разные приемы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе: (представлены на слайде)
1.Персонификация
2. Театр- экспромт
3. Ролевое чтение текста
4. Сценически – игровые упражнения
5. Драматизация
6. Инсценирование.
Данные приемы способствуют глубокому осмыслению и развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.
«Театр на уроке» ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Всё это занимает достаточно много времени на подготовку. Поэтому я использую только «элементы театрализации», а именно приём «Инсценирование». Это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, выводит ребенка на практическую и творческую предприимчивость. Во время инсценирования участники распределяют роли, обсуждают внешность и повадки персонажей, показывают героев с помощью жестов, мимики и движений.
Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Предлагаю вам на примере басен И. А. Крылова рассмотреть разные виды импровизации. Изучая творчество И.А.Крылова, мы знакомимся с баснями, учим их. Запомнить их помогает инсценирование, которое во многом способствует развитию актёрских способностей учеников. Для этого разделимся на 3 группы.
На ваших столах размещены задания:
Группа №1: инсценирование басни;
Группа №2: создать скульптуру;
Группа №3: рассказать басню с помощью пантомимы.
На выполнения задания отводится 5 минут. Затем каждая группа представляет своё задание и озвучивает мораль басни.
Группа №1
Слова басни | Действия |
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. | В это время стрекоза показывает разные движения: кружится, плавно летает, приседает, встаёт |
Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: | Стрекоза оглядывается. Стрекоза грустная, движения медленные. Она охает, ёжится от холода. Оглядывается и бредёт дальше. Появляется Муравей. |
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — | Стрекоза нерешительно подходит к Муравью и умоляюще глядя на него просится к нему в дом. |
«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей | Муравей внимательно всматривается в стрекозу и с укором спрашивает… |
«До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». | Стрекоза без сожаления рассказывает: |
А, так ты….. | Муравей качает головой и осуждающе: |
…..Я без души Лето целое всё пела. | Стрекоза начинает кружиться, расправляет крылышки, подлетает над землёй |
Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши! | Муравей осуждающе качает головой, тихо ворчит и легонько выталкивает стрекозу из дома |
| Стрекоза тяжело вздыхает, опускает лапки и понуро бредет в другую сторону. |
Задание: инсценирование басни Крылова И.А. «Стрекоза и муравей» с разыгрыванием сюжета. Текст басни читает диктор. Участники группы выполняют действия, указанные в таблице.
Мораль басни: муравей символизирует трудолюбие и не случайно, ведь именно муравьи могут похвастаться своей работоспособностью, а стрекоза здесь представляет собой легкомыслие.
Группа №2
Задание: создать скульптуру к басне Крылова И.А. «Лебедь, рак и щука». Остальные участники мастер-класса угадывают к какой басне относится эта скульптура.
Текст басни
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль басни: никакое дело не может иметь успех, если все участники действуют не согласованно
Группа №3
Задание: с помощью пантомимы рассказать басню Крылова И.А. «Мартышка и очки». Остальные участники мастер-класса должны определить к какой басне относится эта пантомима.
Текст басни.
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль басни: знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза.
Заключение
Импровизация в игре универсальна. Она имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства. Дети становятся выразительны, эмоциональны, не зажаты. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности.
Приём инсценирования я использую после изучения раздела для закрепления пройденного материала.
Данный приём учит ребенка думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Развивает у детей интерес к самообучению, творчеству, учит мыслить и самовыражаться.
Именно это и является стимулом для их дальнейшего «роста».
Спасибо за внимание!
Литература
1.Чумакова Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 41 – 43
2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
3. Леонтьев А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2001
4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
5. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.
6.Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.