СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и методы инсценирования на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и метды инсценироавания  используются  на уроках литературного чтения.  Элементы с приемами театрализации, ролевыми играми очень положительно воспринимаются учениками.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы инсценирования на уроках литературного чтения"»

Использование приемов инсценирования на уроках литературного чтения – 1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление со слов Шекспира: «Весь мир- театр, а люди в нем актеры». Эта фраза говорит о том, что в жизни каждый человек примеряет разные роли. Существуют разные приемы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе: (представлены на слайде)

1.Персонификация

 2. Театр- экспромт

3. Ролевое чтение текста

4. Сценически – игровые упражнения

5. Драматизация

6. Инсценирование.

Данные приемы способствуют глубокому осмыслению и развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.

«Театр на уроке» ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Всё это занимает достаточно много времени на подготовку. Поэтому я использую только «элементы театрализации», а именно приём «Инсценирование». Это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, выводит ребенка на практическую и творческую предприимчивость. Во время инсценирования участники распределяют роли, обсуждают внешность и повадки персонажей, показывают героев с помощью жестов, мимики и движений.

Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Предлагаю вам на примере басен И. А. Крылова рассмотреть разные виды импровизации. Изучая творчество И.А.Крылова, мы знакомимся с баснями, учим их. Запомнить их помогает инсценирование, которое во многом способствует развитию актёрских способностей учеников. Для этого разделимся на 3 группы.

На ваших столах размещены задания:

Группа №1: инсценирование басни;

Группа №2: создать скульптуру;

Группа №3: рассказать басню с помощью пантомимы.

На выполнения задания отводится 5 минут. Затем каждая группа представляет своё задание и озвучивает мораль басни.





Группа №1

Слова басни

Действия

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

В это время стрекоза показывает разные движения: кружится, плавно летает, приседает, встаёт

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Стрекоза оглядывается.

Стрекоза грустная, движения медленные.

Она охает, ёжится от холода.

Оглядывается и бредёт дальше.








Появляется Муравей.

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

Стрекоза нерешительно подходит к Муравью и умоляюще глядя на него просится к нему в дом.

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей Муравей

Муравей внимательно всматривается в стрекозу и с укором спрашивает…

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». 

Стрекоза без сожаления рассказывает:

А, так ты…..


Муравей качает головой и осуждающе:

…..Я без души

Лето целое всё пела.

Стрекоза начинает кружиться, расправляет крылышки, подлетает над землёй

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!

Муравей осуждающе качает головой, тихо ворчит и легонько выталкивает стрекозу из дома


Стрекоза тяжело вздыхает, опускает лапки и понуро бредет в другую сторону.

Задание: инсценирование басни Крылова И.А.  «Стрекоза и муравей» с разыгрыванием сюжета. Текст басни читает диктор. Участники группы выполняют действия, указанные в таблице.

Мораль басни: муравей символизирует трудолюбие и не случайно, ведь именно муравьи могут похвастаться своей работоспособностью, а стрекоза здесь представляет собой легкомыслие.



Группа №2

Задание: создать скульптуру к басне Крылова И.А.  «Лебедь, рак и щука». Остальные участники мастер-класса угадывают к какой басне относится эта скульптура.

Текст басни

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.



Мораль басни: никакое дело не может иметь успех, если все участники действуют не согласованно

Группа №3

Задание: с помощью пантомимы рассказать басню Крылова И.А.  «Мартышка и очки». Остальные участники мастер-класса должны определить к какой басне относится эта пантомима.

Текст басни.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.



Мораль басни: знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза.

Заключение

Импровизация в игре универсальна. Она имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства. Дети становятся выразительны, эмоциональны, не зажаты. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности.

Приём инсценирования я использую после изучения раздела для закрепления пройденного материала.      

 Данный приём  учит ребенка  думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Развивает у детей интерес к самообучению, творчеству, учит  мыслить и самовыражаться.

       Именно это и является стимулом для их дальнейшего «роста».

Спасибо за внимание!













Литература

1.Чумакова Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 41 – 43

2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

3. Леонтьев А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2001

4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.

5. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.

6.Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.