Тема моего сообщения: 1 слайд «Роль интегрированного обучения в формировании духовно – нравственных качеств в процессе изучения русского языка, литературы, МХК». И говорить я буду о межпредметной интеграции. 2 слайд это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Интегрированные межпредметные уроки обеспечивают совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
Польза таких уроков: 3 слайд
1. Подкрепление мотивации в обучении
2. Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
3. Снижение перегрузок.
Теорию читать не буду, а приведу примеры межпредметной интеграции на уроках Литературы, русского языка и МХК.
Слайд 4. Возьмём сначала урок русского языкаУрок по развитию речевой деятельности в 8 классе на тему "Создание словесного портрета. "Описание внешности".
На этапе мотивации, предлагаю ученикам проанализировать картины двух художников. Предварительно даю инд. задания об истории написания этих картин и их героинях. Восьмиклассники должны найти следующий материал: 1. У великого голландского художника РЕмбрандта было две жены. Первая умерла от чахотки. Второй, невенчанной, женой Рембрандта была Хендрикьё. Эта женщина не имела ни богатства, ни связей. Она взяла на себя заботу о художнике, который успел растерять большую часть своей популярности после смерти 1 жены.
На этом портрете художник изобразил Хендрикьё в домашнем халате, уставшую, неприбранную. Молодая женщина с детским любопытством смотрит на мир из оконного проёма, который художник превратил в раму портрета. На прекрасном строгом лице готова расцвести улыбка. За спиной женщины плотная темнота. На её фоне лицо, одежда и руки лучатся собственным светом. В данном случае написать портрет любимой женщины художнику помогают краски. Анализируя эту картину, мы обращаем внимание на жёлтый цвет. Хендрикьё для художника добрый золотой огонёк, маленькое домашнее солнце, неслучайно в портрете жёлтым тоном выделено лицо и грудь - сердце.
Другая картина нидерландского живописца Рогира ван дер Вейдена.
В этом портрете о характере героини говорят благонравно сложенные руки, опущенные глаза, поджатые губы, что свидетельствует о её достоинстве, благородстве, набожности — это качества, которые должны отличать каждую молодую даму, - так считал художник.
Фронтальная работа с этими портретами приводит обучающихся к выводу, что по внешности человека можно судить о его внутреннем мире, характере.
5 слайд Далее мы говорим о стихотворении Я. Полонского, которое посвящено портрету М.И.Лопухиной художника Боровиковского, и говорим о художественных средствах, что помогают поэту описать портрет женщины. Эта работа нужна, чтобы дети поняли, что Портре́т —это изображение или описание какого-либо человека художественными средствами... 6 слайд художник использует краски., поэт – слова и образы. А дальше восьмиклассники сами формулируют цель и задачи урока: учиться описывать внешность человека, используя художественно - выразительные средства.
Следующий пример продемонстрирует умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения. Интеграция литературы и МХК.
Все, наверное, помните произведение А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Эту повесть изучают школьники в 6 классе по Коровинской программе, по Меркину в 9 классе. По традиционной Коровинской прогр. обвиняют Дуню в бездушии, так как она оставила старого отца умирать в одиночестве, уехав с проезжим офицером, а можно проанализировать поступки героев с точки зрения православной культуры, взяв для анализа лишь небольшой эпизод: 7 слайд
Анализируя этот эпизод, можно сказать, что Самсон Вырин духовно слеп и глух. Он не слышит разумных доводов, не понимает чувств других людей. А в качестве доказательства зачитываем следующие строки: "Уж я ли не любил моей Дуни; я ль не лелеял моего дитяти", - так говорит Вырин о своих чувствах, а то, что говорит ему Минский, он не слышит. А Минский обещает ему сделать Дуню счастливой, потому что он её искренне любит. Здесь проявляется его эгоизм. Во что бы то ни стала вернуть себе Дуню. Станционный смотритель не замечает, что его дочь стала Авдотьей Самсоновной, потому что не верит в счастье своей дочери, а пророчит ей всякие беды и несчастья, не смиряясь с переменами в своей жизни. А впадает в уныние (дин из тяжких грехов человека), которое угнетает дух. И в результате Вырин идёт в кабак запивать своё горе вином, постепенно спивается спивается, превращается из бодрого мужчины в хилого старика и умирает. Таким образом, Вырин вызывает не сочувствия, но и не осуждения (осуждать человека тоже нельзя), ему можно посочувствовать. Эта сцена. на квартире у Дуни, теперь уже Авдотье Самсоновны, о многом рассказал бы умному человеку, но "старый дурак", именно так в этом эпизоде называет Пушкин своего героя, потомучто он духовно нищий. Он засомневался в помощи Пресвятой Богородицы, этот образ тоже есть в повести Пушкина, и не пошёл в церковь, этот образ тоже есть в повести, и противопоставлен кабаку, куда пошёл Вырин после встречи с Минским и Дуней.
Анализ небольшого эпизода позволяет привести детей к выводу: не уныние, а вера в лучшее, радость за счастья других делает человека счастливым, вино не решает проблем, винопитие губит человека. А насилие губит человека. Слайд 8
Эту же повесть можно ещё раз вспомнить на уроке МХК при изучении Христианства как одной из мировых религий. Основа и философия этой религии. 10 класс. Школьники уже взрослее, могут самостоятельно дать оценку поступков других героев. Это решает проблему перегрузок, что - новое читать не надо, а лишь повторить уже изученное. а как говорится, повторенье - мать ученья.
Интеграция осуществляется только в рамках образовательного процесса, но не воспитательного. Составляющая образовательного процесса в рамках ФГОС - внеклассная деятельность.
Вот уже на протяжении трёх лет я провожу Единые часы чтения с учащимися 5 - 8 классов. Слайд 9 В прошлом учебном году было два часа единого чтения в 1 полугодии в конце декабря мы вместе читали Слайд 10 повесть А. Куприна "Чудесный доктор", пр. Достоевског и Ганаго.Но сначала восьмиклассники рассказали, как в старину России встречали Новый год, Рождество (об этом знают с уроков МХК).
Итогом данного внеклассного мероприятия стала акция, которая прошла перед с 20 по 27 декабря. Обучающиеся 5 – 8 классов в канун Нового года и Рождества порадовали детей из многодетных и малообеспеченных семей игрушками и детскими книжками. Фото. Слайд 10
Другая акция милосердия была приурочена к современному добровольческому движению в России.
Эта акция проходила под девизом девизом: «Нет чужих проблем, нет чужого горя». Слайд 11 На этот призыв добровольцев России откликнулись Шегурова Марина, Шегурова Диана, Назаркина Карина, Солдатова Лиза и Белова Анастасия, обучающиеся 8 класса. 21 апреля после уроков они убрали на территории местного храма мусор, сгребли прошлогоднюю траву, всё это сложили в мешки и отнесли в мусорные контейнеры. Казалось бы, работа небольшая, но девочки не пожалели своего времени для помощи людям и не остались равнодушными к происходящему вокруг, кроме того, они доставили радость прихожанам храма, которые в основном пожилые люди.
Т. о, подобная интеграция образовательного процесса по литературе, МХК способствует формированию духовно – нравственных качеств и даёт возможность приобрести потребность максимально реализовать себя и самоопределиться социально и личностно.