Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия
- «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
Ян Амос Коменский
Анкета к педагогическому совету « Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия»
Что я знаю об интегрированных уроках? - ничего
- очень мало
-
8
- могу поделиться опытом
2
Нужны ли интегрированные уроки? - да
- нет
10
-
С какой целью организуются интегрированные уроки?
- создание у школьников целостного представления об окружающем мире
7
- самореализация, самовыражение, творчество учителя
- сделать урок интересным для обучающихся
-
3
Кому в большей степени нужны интегрированные уроки? - учителю
- обучающимся
-
- администрации
10
-
Какие предметные области можно интегрировать?
все
Продуктивно ли проведение интегрированных уроков? - да
- нет
10
-
Интеграция (лат.)- объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)
Понятие « Интеграция»
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения: а) создание у школьников целостного
представления об окружающем мире;
б) нахождение общей платформы сближения
знаний.
Интеграция в обучении
как цель обучения
как средство обучения
создание у школьников целостного представления об окружающем мире
нахождение общей платформы сближения предметных
знаний
Причины введения интеграции в образовательный процесс:
- традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность;
- в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер;
- каждая из школьных дисциплин сама по
себе представляет набор сведений из
определенной области знаний, поэтому не
может претендовать на системное
описание действительности
Цели интеграции
- Помочь обучающимся научиться:
- познавать,
- жить вместе,
- жить в ладу с самим собой
6
ТРИ УРОВНЯ ИНТЕГРАЦИИ:
Внутрипредметная
Транспредметная
Межпредметная
Транспредметная интеграция - объединение в единое целое содержания образовательных областей с содержанием образования, получаемого детьми вне школы
Особенности межпредметной интеграции
В содержание предмета включается эпизодически материал других предметов.
Сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Воплощение на уроке различно: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение.
Интегрированный урок
- особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления
Чтобы построить интегрированный урок, учитель должен:
- выбрать объект изучения на уроке;
- внимательно проанализировать содержание урока;
- привлечь учащихся;
- подумать о технологиях самообразования учащихся;
- подумать об использовании методов проблемного обучения;
- продумать сочетание групповых и индивидуальных форм работы;
- - выбрать тип и форму урока.
Критерии эффективности реализации интегрированного урока
Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение.
Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность.
Развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение.
Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы.
Формирование системного мышления и глубокое,
осознанное усвоение понятий.
Преимущества интеграции на уроке
- Мир познается в многообразии и единстве
- Потенциал учащихся
- Самореализация, самовыражение,творчество учителя
- Комплексность
- Нестандартная форма уроков
ФОРМЫ УРОКОВ
- Урок творческого поиска
- Урок-издание газеты или альманаха
- Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро»
- Уроки, напоминающие публичные формы общения: «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг»
- Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»и др.
- Лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка,
урок-сюрприз
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
Чёткость
Сжатость
Логика
Информативность
Основные требования к планированию интегрированного урока:
- умение синтезировать материал;
- органично связать между собой материал;
- проводить урок без перегрузки детей впечатлениями
При планировании и организации интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Возможна разнообразная интеграция учебных
предметов.
Преимущества интегрированных уроков:
- являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;
- обучение применению теоретических знаний в практической жизни;
- приближают процесс обучения к жизни;
- дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Интеграция
ГЕОГРАФИЯ
МУЗЫКА
ИЗО
БИОЛОГИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА
ХИМИЯ
Интегрированный
урок:
(литература + география)
«Сказы П.П.Бажова.
«Медной горы Хозяйка»
5-й класс
20
Уральские драгоценные камни
Интегрированный
урок:
(литература + обществознание)
«…она тот самый праведник, без которого… не стоит вся земля наша»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
9 класс
20
На какие права Матрены, как гражданина, обращает внимание Солженицын
Имела право
Не получила право(+-)
Пенсия
Зарплата
Инвалидность
Опекунство
Собственность
Распоряжение собственностью (завещание)
Интегрированный урок: (английский язык + обществознание ) «Будьте толерантными и Вы избежите конфликтов» (9-й класс)
Определите тип конфликта, назовите его участников
- Обучающимся предложены тексты с ситуациями, отражающими проявление различных типов конфликтов в обществе
Интегрированный
урок:
(русский язык + математика)
«Единицы измерения на Руси. Архаизмы»
6 класс
Попробуйте прочитать задачу
Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?
1 алтын = 3 коп.
1 аршин = 72 см.
Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один круговорот: Сорвешь цветок, А где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет… Л. Куклин.