Интеллектуальная игра «Наш дом – Земля»
Мартынова Л.П.
учитель биологии и химии
МОУ «Специализированная школа № 65 г. Донецка»
Цели и задачи:
Образовательные: проверить и обобщить знания учащихся по биологии, химии, экологии и географии, показать связь этих наук, выявить общий кругозор учащихся.
Развивающие: способствовать развитию интереса к предметам.
Воспитательные: способствовать экологическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у учащихся, прививать любовь к данным предметам, любовь к природе.
В игре участвуют три сборные (разновозрастные) команды учащихся 6-9-х классов. Число участников - 15 человек (по 5 человек в команде). Остальные учащиеся классов выступают в роли болельщиков.
Ведущий.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
Дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)
Ведущий.
Земля щедра но, к сожалению, нуждается в нашей защите. Беспокоясь о её экологическом состоянии, люди всего мира объединяют свои силы для спасения планеты. У Земли есть свой праздник - Международный День Земли. Впервые его отмечали в 1970 г. в США, и со временем этот праздник распространился по всему миру. Россия отмечает День Земли с 1993 г. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.
Природа цельна, гармонична и величественна. И сегодня нам предстоит узнать, как вы представляете сущность природы.
Приглашение на сцену участников команд, представление членов жюри.
Каждая команда занимает игровой стол и определяет свое название.
Ведущий.
У каждой команды должен быть капитан. Капитанами команд станут победители экспресс-викторины.
1. Центральная часть атома (Ядро)
2. Какой газ является самым легким? (Водород)
3. Почему срез яблока постепенно начинает желтеть? (Окисляется железо)
4. Как называется химически неделимая частица? (Атом)
5. Назовите элементарную частичку. (Протон, нейтрон, электрон)
6. В какой воде меньше содержание примесей: дождевой, морской, минеральной? (Дождевой)
7. Какой элемент используется при отбеливании белья? (Хлор)
8. Какой химический элемент преобладает в составе каменного угля? (Углерод)
9. Недостаток, какого элемента в организме человека, приводит к кариесу зубов? (Фтор)
10. Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария? (Иод)
11. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро)
12. Какая кислота находится в желудке человека? (Соляная или хлоридная кислота)
13. Какой галоген сосредоточен в щитовидной железе? (Иод)
14. Именно с ним связано название дыр, которых так боится современное население Земли? (О3 – озон)
15. Какой металл жидкий при комнатной температуре? (Ртуть)
16. Ион, какого металла содержится в хлорофилле растений? (Магния или Mg 2+)
17. Ионы, какого металла входят в состав гемоглобина? (Железа)
18. Металл, из которого, как считают поэты, сделаны тучи? (Свинец)
19. Этот инертный газ сделал головокружительную карьеру в рекламе? (Неон)
20. Его используют в производстве спичек? (Красный фосфор)
Ведущий.
Команды сформированы, капитаны определены. Каждая команда имеет свое название.
В нашей игре несколько туров, на которых предстоит проверить ваши знания из разных разделов естественных наук – биологии, географии, химии и физики, а также вопросы и к зрителям.
Всем желаем успеха, а командам помнить, в единстве - сила.
Тур первый
РАЗМИНКА
Командам предлагаются 12 тестов, необходимо за минуту выбрать правильный ответ.
1. Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду:
а) карбонатная; б) серная; в) соляная; г) азотная.
2. К всеядным животным относится:
а) лось; б) беркут; в) кабан; г) анаконда.
3. На каком материке нет оледенения и нет действующих вулканов?
а) Антарктида; б) Северная Америка; в) Австралия; г) Евразия.
4. Самый легкий газ: а) хлор; б) азот; в) водород; г) кислород.
5. Какое растение имеет сочные многосеменные плоды?
а) слива; б) черемуха; в) смородина; г) мак.
6. Как называются сухие русла рек в Африке?
а) крики; б) вади; в) пойма; г) старица.
7. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород:
а) кислоты; б) соли; в) основания; г) оксиды.
8. К дисахаридам относится:
а) глюкоза; б) сахароза; в) крахмал; г) целлюлоза.
9. В какой природной зоне обитает овцебык?
а) тундра; б) пустыня; в) тайга; г) саванна.
10. Какой химический элемент обозначается As:
а) золото; б) мышьяк; в) серебро; г) астат.
11. Дыхательный центр у человека расположен в мозге:
а) продолговатом; б) промежуточном; в) среднем; г) коре больших полушарий.
12. Какое из озер является самым высокогорным?
а) Байкал; б) Онтарио; в) Танганьика; г) Титикака.
Тур второй
ВОПРОСЫ К КАТЕГОРИЯМ ЗНАНИЙ
Команды по очереди отвечают на вопросы, при неправильном ответе или отсутствии ответа право отвечать на вопрос переходить к следующей команде.
Каждый вопрос 1 балл. Максимум 20 баллов
Растения
1. Плоды этого травянистого растения часто ассоциируются с обезьянами. (Банан)
2. Какую траву любят кошки? (Валериана)
3. Какую траву узнают даже незрячие люди? (Крапива)
4. Самая высокая трава семейства злаковых. (Бамбук)
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум – торфяной мох)
6. Соком, какого растения можно избавиться от бородавок? (Чистотел)
7. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, т. к. содержит лимонную кислоту)
8. Венок из этого растения символизирует бессмертие, но также триумф, победу и успех (Лавр)
9. Из древесины какого дерева делают спички, а иногда и колы? (Осина)
10. Клубень картофеля – это видоизменения вегетативного органа … (Побега)
11. Как называется плод груши? (Яблоко)
12. Как называется плод картофеля? (Ягода)
Животные
1. Какая птица самая крупная? (Страус)
2. Самое быстрое животное суши. (Гепард)
3. Самая маленькая птица. (Колибри)
4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
5. У какого животного жир зеленого цвета? (Крокодил)
6. Какая рыба вьет гнездо, заботясь о потомстве? (Колюшка)
7. Где у кузнечика находится орган слуха? (На ноге)
8. Сколько ног у паука? (Восемь)
9. Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь)
10. Птица – фрукт. (Киви)
11. У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
12. Птица мира. (Голубь)
Анатомия и физиология человека
1. Назовите количество камер сердца у человека (Четыре)
2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека? (Четыре)
3. Объем крови в теле человека в среднем составляет…. (5 литров)
4. Сосуды, по которым кровь течет от сердца. (Артерии)
5. Форменные элементы крови красного цвета. (Эритроциты)
6. Длинный отросток нервной клетки. (Аксон)
7. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. (Диафрагма)
8. В каком органе дыхательной системы располагаются голосовые связки? (Гортань)
9. Каким веществом покрыта снаружи коронка зуба? (Эмаль)
10. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ? (Тонкий кишечник)
11. Какой пигмент определяет цвет кожи? (Меланин)
12. В какой части полушарий головного мозга находится зрительная зона? (Затылочная часть полушарий)
География материков и океанов
1. Самая полноводная река мира. (Амазонка)
2. Самая длинная река мира. (Нил)
3. Самая высокая вершина мира. (Джомолунгма или Эверест)
4. Самое глубокое место в океане. (Марианская впадина)
5. Материк, на котором нет рек. (Антарктида)
6. Самый влажный материк. (Южная Америка)
7. Самый маленький материк. (Австралия)
8. Самый большой по площади материк. (Евразия)
9. Самый жаркий материк на Земле. (Африка)
10. Самый большой по площади океан. (Тихий)
11. Самый маленький по площади океан. (Северный Ледовитый)
12. Самый большой по площади остров. (Гренландия)
Химия
1. Стеклянная посуда для проведения химических опытов. (Пробирка, колба, и т.д.)
2. Универсальный растворитель в природе. (Вода)
3. Растворимость твердых веществ в воде повышается при повышении … (Температуры)
4. Заряженные частицы, в которые могут превращаться атомы. (Ионы)
5. Самый распространенный химический элемент во Вселенной? (Водород)
6. Вода, которая не содержит солей. (Дистиллированная)
7. Растворимые в воде основания. (Щелочи)
8. Химически неделимая частица. (Атом)
9. Число Авогадро. (6,02*1023)
10. Химический элемент с порядковым номером 1. (Водород)
11.Валентность кислорода. (Два)
12. Самое распространенное сложное вещество на Земле. (Вода)
Тур третий
ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
Участникам команд предлагается за 5 минут, пользуясь подсказками вставить названия млекопитающих в слова, а затем, назвать слова и «убежавших » зверей.
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».
ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)
_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)
_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)
ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)
ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)
П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)
_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)
Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)
БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)
ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)
_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)
_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)
ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)
ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)
Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)
Игра с болельщиками
ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров? (Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)
У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (Четыре)
Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие? (Малина - калина)
Какое животное ходит только буквой «Г»? (Конь, если это шахматная фигура)
На каком базаре самый большой шум? (На птичьем базаре)
Чем отличается птичий базар от птичьего рынка? (На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц)
Назовите овощ, которым забрасывают «плохих» актёров. (Помидор)
Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох)
Какой злак может расти ... на человеке? (Ячмень)
«Экономическая порода» собак - это... (Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)
Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей? («Ягуар»)
Назовите цветочную позу йога. (Лотос)
Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры. (Кипарис)
Талия, какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? (Осы - осиная талия.)
Какое животное и чьё служит образцом для порки детей? (Сидорова коза.)
ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА
Отгадайте животное по описанию его хвоста.
Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)
Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц)
Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)
Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья)
Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)
В сказке он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк)
У этого великана «нос» намного длиннее, чем хвост. (Слон)
Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса)
Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр)
Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот)
Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно неприятно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. (Скунс)
Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь. (Опоссум)
Этот прыгучий звёрек имеет голову как у зайца, туловище и передние лапы как у мыши, задние ноги как у птицы, а хвост как у льва. (Тушканчик)
Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь)
Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз)
Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы. (Лошадь, причёска - конский хвост.)
Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик, а звали его Иа.)
Сапоги со шпорами, хвост с узорами. (Петух)
Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин)
Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел)
Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)
Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи не видно. (Змея)
На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии. (Гремучая змея)
Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)
Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка)
Тур четвертый.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитаны отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ 2 балла. Капитаны могут принести в копилку команды максимум 10 баллов.
1. Почему белые медведи не едят пингвинов? (Пингвины живут в Южном полюсе, а белые медведи – в Северном полюсе).
2. Ни морская вода, ни отраженное в море небо никогда не бывают красными. Почему же Красное море получило такое название? (Это название море получило благодаря обилию водоросли, содержащей красный пигмент.)
3. Что делает Мертвое море мертвым? (Соль. Ее содержание в воде превышает норму в несколько раз, что делает невозможным существование живых существ в этом море.)
4. Кого цыпленок считает своей матерью? (Того, кого увидит первым).
5. Правда ли, что верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет, их горбы хранят запас жира).
6. В Нью-йоркском зоопарке у клетки с самыми толстыми прутьями висит табличка «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри? (Зеркало или отражение человека в зеркале)
7. О каком химическом соединении идет речь?
В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю. (Углекислый газ)
8. О каком химическом соединении идет речь?
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (Соль)
9. О каком химическом соединении идет речь?
Первый мой слог означает крушение,
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растениях,
Ответьте – кто я такой. (Крахмал)
10. Какое растение средневековые рыцари носили на груди как талисман. Ему приписывали чудесные лечебные свойства, утверждали, что даже его запах предохраняет о заболевания. Что это за растение? (Чеснок)
11. О каком растении идет речь: «Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, ученых, артистов в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название «лауреат» (Лавр)
12. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым его открытием, растением, которое он привез, люди борются до сих пор. (Колумб открыл Америку и завез табак)
13. Ерш – рыба семейства окуневых. А для чего в химии нужны ерши. (Для мытья посуды)
14. Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают? (Лавр)
15. У скрипача образовалась опухоль на мозжечке. Сможет ли он по-прежнему играть? (Нет, так как нарушается координация движений)
Ведущий
Спасибо капитанам за работу. Капитаны возвращаются к своим командам.
Тур пятый
НАЗОВИТЕ ЦВЕТОК
За правильный ответ команда получает 5 баллов.
1. Древняя русская легенда гласит:
Однажды небо упрекнуло хлебное поле в неблагодарности. «Все, что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса - свой таинственный шепот, птицы - свое пение и только ты не выражаешь признательности и упорно молчишь, хотя, не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать золотые колосья».
«Я тебе благодарно - отвечало поле. – Я украшаю пашню весной волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не могу выразить благодарность тебе. У меня нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай его, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви к тебе. Помоги мне».
«Хорошо согласилось небо, - если ты не можешь вознестись ко мне, то я сойду к тебе».
И приказало земле вырастить среди колосьев великолепные синие цветы, кусочки его самого. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – этим цветам, и шепчут им нежные слова любви.
Васильки
2. У римлян этот считался цветком гладиаторов. По легенде, жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов, а самым красивым, отважным, ловким и верным друзьям Севту и Тересу полководец повелел первыми сразиться друг с другом, пообещав, что победитель получит руку его дочери и будет отпущен на свободу. Посмотреть на это зрелище пришло множество любопытных горожан. Однако они не увидели желаемого: когда затрубили ратные трубы, призывая отважных воинов к битве, Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Толпа возмущенно загудела. Трубы прозвучали вновь, требуя поединка, и когда воины вновь не удовлетворили ожидания кровожадных римлян, их предали смерти. Но как только тела поверженных коснулись земли, из рукоятей их мечей выросли эти цветы, которые и по сей день считаются символом дружбы, верности, памяти и благородства.
Гладиолусы
3. О том, как этот цветок обрел свое имя, рассказывается в одной древнеримской легенде. Однажды богиня растительности Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Все цветы назвала она и хотела уже удалиться, но вдруг услышала слабый голосок:
- Не забудь про меня, Флора! Дай и мне имя!
С трудом разглядела богиня в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сжалилась богиня. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину или своих близких.
Незабудка
ВСЕМ МИРОМ! 5 баллов получит та команда, чей ответ наиболее близок к правильному ответу.
Одуванчики известны всем.
Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики.
Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как сорняки. Он тут же вырвал их руками. Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались в обычной траве. И как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке, бурно расти и цвести желтыми соцветиями.
Наконец он написал письмо ученым. Подробно перечислил все использованные методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»
Вскоре он получил ответ… Как вы думаете, что предлагали ученые?
«Предлагаем вам полюбить их».
Ведущий.
Я сорвал цветок –
и он увял,
Я поймал мотылька –
и он умер
у меня на ладони.
И тогда я понял,
что прикоснуться
К красоте можно
только сердцем
(П. Гнездослав)
Ведущий. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери призвал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем, лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
Ты береги нас
Смотрю на глобус -
шар земной
И вдруг вздохнул он,
как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
береги».
В тревоге рощи и леса
Роса на травах,
как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас,
береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас,
береги».
Остановил олень
свой бег:
«Будь Человеком,
человек.
В тебя мы верим –
не солги,
Ты береги нас,
береги»
Смотрю на глобус –
шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу,
Я сберегу вас,
сберегу…»
(Е. Шкваловский)
Ведущий. Хозяйственная деятельность человека, привела к тому, что на планете, исчезли некоторые животные и растения. Научной основой охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов занимается экология. Ученые гордятся тем, что спасены хоть некоторые животные и растения.
Ведущий.
«Береги Землю! Она у нас одна!»
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дубин
В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.