«Край любимый - Хайбулла»
Участники: 5-7 классы
Составила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Целинное
Шарипова Амина Зинуровна
Цель: 1) развитие познавательных интересов учащихся;
2) привитие интереса истории родного края, традициям и обычаям своего народа;
3) воспитание чувства патриотизма;
Оборудование: административная карта РБ, карта Хайбуллинского района, портреты знаменитых людей, карточки с заданиями;
Ход игры.
I.Введение
- Дорогие ребята, сегодня у вас есть возможность участвовать в интеллектуальной игре «Счастливый случай». / 2 команды, за правильный ответ команда получает жетон/
- Какой же теме она посвящена? Угадайте:
Великую землю, любимую землю,
Где родились и живем,
Мы ___________ милой,
Мы ___________ светлой,
Мы ___________ малой зовем. / Родина/
- Тема игры: «Край любимый - Хайбулла».
СПРАВКА. Наш район расположен на юго-восточной окраине РБ. Образован в 1930 году. Районный центр находится в 520 км от УФЫ. Площадь-3912 кв.км /по карте показать соседей района//
II. Блиц – опрос: «Краевед»
/По очереди команды отвечают на вопросы/
-Назовите районный центр.
-Как переводится на русский язык?
-Назовите села
-Близ какого села находится санаторий «Сакмар»?
-Какие народы проживают в районе?
-Какие реки протекают по территории района? /Таналык, Сакмара/
-Их притоки? /Мунча, Уртазымка, Макан/
СПРАВКА. Кто такой краевед? Это человек, любящий красоту родного края, его людей и изучающий и знающий историю, культуру своей малой Родины. Таким человеком был Рафаил Салахетдинович Рахимов, он написал более 100 статей об истории сел нашего района.
/ «Хайбуллинский вестник», №9, от 26.01.2008 г./
III. «Черная шкатулка»
- Что находится в этой шкатулке? Подсказка: а) этот предмет тесно связан с районом; б) нам его приносят; в) можем узнать о жизни района, о событиях и т.д.
СПРАВКА. Районная газета или как ласково мы называем районка. Она была учреждена в далеком 1931 году. Районая газета в разные годы называлась по разному «Кэрэш байрагы», «За темпы и качество», «Кызыл байрак», «Знамя победы», «Сакмар», «Знамя труда», «К новой жизни», «Яны тормошка».
- Название районки на русском языке.
- Название районки на башкирском языке.
-Какие рубрики вы знаете?
-Кто из наших односельчан или учащихся был героем газеты?
-Расскажите о первой странице.
-Расскажите о последней странице.
IV. «Устами младенца»
/Домашнее задание командам: рассказать о флаге, гербе района: что изображено, цвет; соперники должны угадать/
V. «Угадай»
- В степи, у реки небольшой, Уртазымки
Когда-то ковыль лишь один расцвеал
И не было жизни в затерянном крае,
И изредка путник верхом проезжал.
Но вот однажды приехали люди,
Поставили первый палаточный дом
Название дали поселок _________,
Осталось название теперь навсегда.
- Поселок Целинный, сейчас село Целинное. Автором этих строк является наш односельчанин, ветеран педагогического труда Андриянов Александр Дмитриевич.
- Когда было основано наше село?
- Кто был первым директором школы?
- Названия улиц?
СПРАВКА. /Информация о селе, о первых целинниках; книга «Песнь о степи», стр.90/
VI. «Заморочки в бочке»
Село Целинное для вас малая родина, вы здесь родились, вы здесь живете, здесь у вас родительский дом, ваши родные, которые всегда придут вам на помощь. Не зря говорят «Человек силен корнями».
- Как называется наука о родстве, о корнях (родственниках)?
- До скольки колен башкиры должны знать своих предков?
СПРАВКА. Иногда вы затрудняетесь назвать своего родственника и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. Например: можно услышать – жена брата моей мамы, когда достаточно было бы одним словом назвать. Проверим, как вы справляетесь такой задачей.
-Определите степень родства.
/ на карточках – «свекровь», «теща», «золовка», «сноха», «деверь», «свояченица» команды по очереди дают объяснение/
VII. «Наши знаменитые земляки»
По портретам: Юмабика Ильясова, Хурмат Утяшев, Кадим Аралбай, ансамбль «Кош юлы»
/Выставка книг, краткая информация о знаменитых земляках/
СПРАВКА. Знатных людей в нашем районе очень много, в старших классах мы продолжим это знакомства. Не менее знатна в наших краях -Нурия Салахетдиновна Байгильдина из села Исянгильде. /Материал газеты «Й2шлек», статья Л.Якшибаевой «И92нгилде табиб23е»/ Мы должны знать о них и гордиться ими.
VIII. Подведение итогов. Награждение.
-Наше мероприятие я хочу закончить стихами нашего земляка Кадима Аралбая «Х2йбулла» и на память вручить это стихотворение.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра»
Интеллектуальная игра
«Край любимый - Хайбулла»
Участники: 5-7 классы
Составила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Целинное
Шарипова Амина Зинуровна
Цель: 1) развитие познавательных интересов учащихся;
2) привитие интереса истории родного края, традициям и обычаям своего народа;
3) воспитание чувства патриотизма;
Оборудование: административная карта РБ, карта Хайбуллинского района, портреты знаменитых людей, карточки с заданиями;
Ход игры.
I.Введение
- Дорогие ребята, сегодня у вас есть возможность участвовать в интеллектуальной игре «Счастливый случай». / 2 команды, за правильный ответ команда получает жетон/
- Какой же теме она посвящена? Угадайте:
Великую землю, любимую землю,
Где родились и живем,
Мы ___________ милой,
Мы ___________ светлой,
Мы ___________ малой зовем. / Родина/
- Тема игры: «Край любимый - Хайбулла».
СПРАВКА. Наш район расположен на юго-восточной окраине РБ. Образован в 1930 году. Районный центр находится в 520 км от УФЫ. Площадь-3912 кв.км /по карте показать соседей района//
II. Блиц – опрос: «Краевед»
/По очереди команды отвечают на вопросы/
-Назовите районный центр.
-Как переводится на русский язык?
-Назовите села
-Близ какого села находится санаторий «Сакмар»?
-Какие народы проживают в районе?
-Какие реки протекают по территории района? /Таналык, Сакмара/
-Их притоки? /Мунча, Уртазымка, Макан/
СПРАВКА. Кто такой краевед? Это человек, любящий красоту родного края, его людей и изучающий и знающий историю, культуру своей малой Родины. Таким человеком был Рафаил Салахетдинович Рахимов, он написал более 100 статей об истории сел нашего района.
/ «Хайбуллинский вестник», №9, от 26.01.2008 г./
III. «Черная шкатулка»
- Что находится в этой шкатулке? Подсказка: а) этот предмет тесно связан с районом; б) нам его приносят; в) можем узнать о жизни района, о событиях и т.д.
СПРАВКА. Районная газета или как ласково мы называем районка. Она была учреждена в далеком 1931 году. Районая газета в разные годы называлась по разному «Кэрэш байрагы», «За темпы и качество», «Кызыл байрак», «Знамя победы», «Сакмар», «Знамя труда», «К новой жизни», «Яны тормошка».
- Название районки на русском языке.
- Название районки на башкирском языке.
-Какие рубрики вы знаете?
-Кто из наших односельчан или учащихся был героем газеты?
-Расскажите о первой странице.
-Расскажите о последней странице.
IV. «Устами младенца»
/Домашнее задание командам: рассказать о флаге, гербе района: что изображено, цвет; соперники должны угадать/
V. «Угадай»
- В степи, у реки небольшой, Уртазымки
Когда-то ковыль лишь один расцвеал
И не было жизни в затерянном крае,
И изредка путник верхом проезжал.
Но вот однажды приехали люди,
Поставили первый палаточный дом
Название дали поселок _________,
Осталось название теперь навсегда.
- Поселок Целинный, сейчас село Целинное. Автором этих строк является наш односельчанин, ветеран педагогического труда Андриянов Александр Дмитриевич.
- Когда было основано наше село?
- Кто был первым директором школы?
- Названия улиц?
СПРАВКА. /Информация о селе, о первых целинниках; книга «Песнь о степи», стр.90/
VI. «Заморочки в бочке»
Село Целинное для вас малая родина, вы здесь родились, вы здесь живете, здесь у вас родительский дом, ваши родные, которые всегда придут вам на помощь. Не зря говорят «Человек силен корнями».
- Как называется наука о родстве, о корнях (родственниках)?
- До скольки колен башкиры должны знать своих предков?
СПРАВКА. Иногда вы затрудняетесь назвать своего родственника и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. Например: можно услышать – жена брата моей мамы, когда достаточно было бы одним словом назвать. Проверим, как вы справляетесь такой задачей.
-Определите степень родства.
/ на карточках – «свекровь», «теща», «золовка», «сноха», «деверь», «свояченица» команды по очереди дают объяснение/
VII. «Наши знаменитые земляки»
По портретам: Юмабика Ильясова, Хурмат Утяшев, Кадим Аралбай, ансамбль «Кош юлы»
/Выставка книг, краткая информация о знаменитых земляках/
СПРАВКА. Знатных людей в нашем районе очень много, в старших классах мы продолжим это знакомства. Не менее знатна в наших краях -Нурия Салахетдиновна Байгильдина из села Исянгильде. /Материал газеты «Й2шлек», статья Л.Якшибаевой «И92нгилде табиб23е»/ Мы должны знать о них и гордиться ими.
VIII. Подведение итогов. Награждение.
-Наше мероприятие я хочу закончить стихами нашего земляка Кадима Аралбая «Х2йбулла» и на память вручить это стихотворение.