СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Край любимый - Хайбулла»

Участники: 5-7 классы

Составила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Целинное

                       Шарипова Амина Зинуровна

Цель: 1) развитие познавательных интересов учащихся;

            2) привитие интереса истории родного края, традициям и обычаям своего народа;

            3) воспитание чувства патриотизма;

Оборудование: административная  карта РБ, карта Хайбуллинского района, портреты знаменитых людей, карточки с заданиями;

Ход игры.

I.Введение

- Дорогие ребята, сегодня у вас есть возможность участвовать в интеллектуальной игре «Счастливый случай». / 2 команды, за правильный ответ команда получает жетон/

- Какой же теме она посвящена? Угадайте:

    Великую землю, любимую землю,

    Где родились и живем,

    Мы ___________  милой,

    Мы ___________  светлой,

    Мы ___________  малой зовем.  / Родина/

- Тема игры: «Край любимый - Хайбулла».

СПРАВКА. Наш район расположен на юго-восточной окраине РБ. Образован в 1930 году. Районный центр находится в 520 км от УФЫ. Площадь-3912 кв.км  /по карте показать соседей района//

II. Блиц – опрос: «Краевед»

/По очереди команды отвечают на вопросы/

-Назовите районный центр.

-Как переводится на русский язык?

-Назовите села

-Близ какого села находится санаторий «Сакмар»?

-Какие народы проживают в районе?

-Какие реки протекают по территории района? /Таналык, Сакмара/

-Их притоки? /Мунча, Уртазымка, Макан/

СПРАВКА. Кто такой краевед? Это человек, любящий красоту  родного края, его людей и изучающий и знающий историю, культуру своей малой Родины. Таким человеком был Рафаил Салахетдинович Рахимов, он написал более 100 статей об истории сел  нашего района.

 / «Хайбуллинский вестник», №9, от 26.01.2008 г./

III. «Черная шкатулка»

- Что находится в этой шкатулке? Подсказка: а) этот предмет тесно связан с районом; б) нам его  приносят; в) можем узнать о жизни района, о событиях и т.д.

СПРАВКА. Районная газета или как ласково мы называем районка. Она была учреждена в далеком 1931 году. Районая газета в разные годы называлась по разному «Кэрэш байрагы», «За темпы и качество», «Кызыл байрак», «Знамя победы», «Сакмар», «Знамя труда», «К новой жизни», «Яны тормошка».

- Название районки на русском языке.

- Название районки на башкирском языке.

-Какие рубрики вы знаете?

-Кто из наших односельчан или учащихся был героем газеты?

-Расскажите о первой странице.

-Расскажите о последней странице.

IV. «Устами младенца»

 /Домашнее задание командам: рассказать о флаге, гербе района: что изображено, цвет; соперники должны угадать/

V. «Угадай»

- В степи, у реки небольшой,   Уртазымки

Когда-то ковыль лишь один расцвеал

И не было жизни в затерянном крае,

И изредка путник верхом проезжал.

Но вот однажды приехали люди,

Поставили первый палаточный дом

Название дали поселок  _________,

Осталось название теперь навсегда.

- Поселок Целинный, сейчас село Целинное. Автором этих строк является наш односельчанин, ветеран педагогического труда Андриянов Александр Дмитриевич.

- Когда было основано наше село?

- Кто был первым директором школы?

- Названия улиц?

СПРАВКА. /Информация о селе, о первых целинниках; книга «Песнь о степи», стр.90/

VI. «Заморочки в бочке»

Село Целинное для вас малая родина, вы здесь родились, вы здесь живете, здесь у вас родительский дом, ваши родные, которые всегда придут вам на помощь.  Не зря говорят «Человек силен корнями».

- Как называется наука о  родстве, о корнях (родственниках)?

- До скольки  колен башкиры должны знать своих предков?

СПРАВКА. Иногда вы затрудняетесь назвать своего родственника и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. Например: можно услышать – жена брата моей мамы, когда достаточно было бы одним словом назвать. Проверим, как вы справляетесь такой задачей.

-Определите степень родства.

/ на карточках – «свекровь», «теща», «золовка», «сноха», «деверь», «свояченица» команды по очереди дают объяснение/

VII. «Наши знаменитые земляки»

По портретам: Юмабика Ильясова,  Хурмат Утяшев, Кадим Аралбай, ансамбль «Кош юлы»

/Выставка книг, краткая информация о знаменитых земляках/

СПРАВКА. Знатных людей в нашем районе очень много, в старших классах мы продолжим это знакомства. Не менее знатна в наших краях -Нурия Салахетдиновна Байгильдина из села Исянгильде.  /Материал газеты «Й2шлек», статья Л.Якшибаевой «И92нгилде табиб23е»/ Мы должны знать о них и гордиться ими.

VIII. Подведение итогов. Награждение.

-Наше мероприятие я хочу закончить стихами нашего земляка Кадима Аралбая «Х2йбулла» и на память вручить это стихотворение.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра»




Интеллектуальная игра

«Край любимый - Хайбулла»

Участники: 5-7 классы

Составила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Целинное

Шарипова Амина Зинуровна

Цель: 1) развитие познавательных интересов учащихся;

2) привитие интереса истории родного края, традициям и обычаям своего народа;

3) воспитание чувства патриотизма;

Оборудование: административная карта РБ, карта Хайбуллинского района, портреты знаменитых людей, карточки с заданиями;

Ход игры.

I.Введение

- Дорогие ребята, сегодня у вас есть возможность участвовать в интеллектуальной игре «Счастливый случай». / 2 команды, за правильный ответ команда получает жетон/

- Какой же теме она посвящена? Угадайте:

Великую землю, любимую землю,

Где родились и живем,

Мы ___________ милой,

Мы ___________ светлой,

Мы ___________ малой зовем. / Родина/

- Тема игры: «Край любимый - Хайбулла».

СПРАВКА. Наш район расположен на юго-восточной окраине РБ. Образован в 1930 году. Районный центр находится в 520 км от УФЫ. Площадь-3912 кв.км /по карте показать соседей района//

II. Блиц – опрос: «Краевед»

/По очереди команды отвечают на вопросы/

-Назовите районный центр.

-Как переводится на русский язык?

-Назовите села

-Близ какого села находится санаторий «Сакмар»?

-Какие народы проживают в районе?

-Какие реки протекают по территории района? /Таналык, Сакмара/

-Их притоки? /Мунча, Уртазымка, Макан/

СПРАВКА. Кто такой краевед? Это человек, любящий красоту родного края, его людей и изучающий и знающий историю, культуру своей малой Родины. Таким человеком был Рафаил Салахетдинович Рахимов, он написал более 100 статей об истории сел нашего района.

/ «Хайбуллинский вестник», №9, от 26.01.2008 г./

III. «Черная шкатулка»

- Что находится в этой шкатулке? Подсказка: а) этот предмет тесно связан с районом; б) нам его приносят; в) можем узнать о жизни района, о событиях и т.д.

СПРАВКА. Районная газета или как ласково мы называем районка. Она была учреждена в далеком 1931 году. Районая газета в разные годы называлась по разному «Кэрэш байрагы», «За темпы и качество», «Кызыл байрак», «Знамя победы», «Сакмар», «Знамя труда», «К новой жизни», «Яны тормошка».

- Название районки на русском языке.

- Название районки на башкирском языке.

-Какие рубрики вы знаете?

-Кто из наших односельчан или учащихся был героем газеты?

-Расскажите о первой странице.

-Расскажите о последней странице.

IV. «Устами младенца»

/Домашнее задание командам: рассказать о флаге, гербе района: что изображено, цвет; соперники должны угадать/

V. «Угадай»

- В степи, у реки небольшой, Уртазымки

Когда-то ковыль лишь один расцвеал

И не было жизни в затерянном крае,

И изредка путник верхом проезжал.

Но вот однажды приехали люди,

Поставили первый палаточный дом

Название дали поселок _________,

Осталось название теперь навсегда.

- Поселок Целинный, сейчас село Целинное. Автором этих строк является наш односельчанин, ветеран педагогического труда Андриянов Александр Дмитриевич.

- Когда было основано наше село?

- Кто был первым директором школы?

- Названия улиц?

СПРАВКА. /Информация о селе, о первых целинниках; книга «Песнь о степи», стр.90/

VI. «Заморочки в бочке»

Село Целинное для вас малая родина, вы здесь родились, вы здесь живете, здесь у вас родительский дом, ваши родные, которые всегда придут вам на помощь. Не зря говорят «Человек силен корнями».

- Как называется наука о родстве, о корнях (родственниках)?

- До скольки колен башкиры должны знать своих предков?

СПРАВКА. Иногда вы затрудняетесь назвать своего родственника и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. Например: можно услышать – жена брата моей мамы, когда достаточно было бы одним словом назвать. Проверим, как вы справляетесь такой задачей.

-Определите степень родства.

/ на карточках – «свекровь», «теща», «золовка», «сноха», «деверь», «свояченица» команды по очереди дают объяснение/

VII. «Наши знаменитые земляки»

По портретам: Юмабика Ильясова, Хурмат Утяшев, Кадим Аралбай, ансамбль «Кош юлы»

/Выставка книг, краткая информация о знаменитых земляках/

СПРАВКА. Знатных людей в нашем районе очень много, в старших классах мы продолжим это знакомства. Не менее знатна в наших краях -Нурия Салахетдиновна Байгильдина из села Исянгильде. /Материал газеты «Й2шлек», статья Л.Якшибаевой «И92нгилде табиб23е»/ Мы должны знать о них и гордиться ими.

VIII. Подведение итогов. Награждение.

-Наше мероприятие я хочу закончить стихами нашего земляка Кадима Аралбая «Х2йбулла» и на память вручить это стихотворение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!